Фото: unsplash.com

24 июня отмечается Международный день Вожатого

  • 19.06.2019

Быть вожатым – значит открывать в детях новые грани их личности.

Впервые должность отрядного вожатого была введена 24 июня 1927 года в пионерском лагере «Артек». Современный же день Вожатого был утвержден 24 июня 2012 года во время проведения Международного фестиваля национальных детских центров «Открытый мир: Содружество, содействие, сотворчество».

Сегодня государство и общество заинтересовано в возрождении профессии вожатого. Это сложный труд, требующий любви к детям, профессионализма, ответственности и понимания, что вожатые, наравне с педагогами и учителями, вносят вклад в развитие подрастающего поколения. От того, какими вырастут дети, зависит будущность нашей страны.

Если говорить официальным языком, вожатый – педагог, работающий с детским объединением. Но есть и другое определение. Вожатый — проводник, указывающий дорогу.  Вожатый – не просто педагог, это старший друг и наставник для подопечных на время смены. Именно от него зависит, какая атмосфера будет царить в коллективе, какие взаимоотношения сложатся у детей. Вожатый способен создать в отряде дух взаимоуважения, понимания и поддержки. Он является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Задача вожатого – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с детьми.

В конце мая в одном из подмосковных детских лагерей прошел Интенсив Лиги Вожатых. Участниками стали 200 молодых педагогов из 53 регионов России, среди которых были и финалисты прошлогоднего Всероссийского конкурса Лига Вожатых. Во время мероприятия организаторами был проведен небольшой опрос, в котором приняли участие около ста человек.

Так какой же он, современный вожатый. Какими главными качествами он должен обладать. По словам самих молодых людей, главными качествами являются ответственность, чувство юмора, самоорганизованность, находчивость, искренность и стрессоустойчивость. Благодаря этим и многим другим качествам вожатый действительно становится не только другом, но и зачастую, кумиром детей и подростков. А то, что ответственность ребята ставят на первое место, говорит о том, что они четко сознают, что жизнь, здоровье, не только физическое, но и эмоциональное, лежит на их плечах. Современный вожатый должен быть на одной волне со своими подопечными. И это значит, что он должен отлично разбираться в современной музыке, литературе, кино, знать кумиров детей, чтобы уметь поддержать разговор и поделиться своим мнением.

Почему же сегодня молодежь активно идет работать вожатыми. И это несмотря на низкий уровень оплаты труда и колоссальные нагрузки во время смены. Многих в профессию приводит именно любовь к детям. Это самый первый ответ, который давали, не задумываясь, абсолютно все участники опроса. И это правильно, ведь только безграничная любовь к детям и подросткам способна компенсировать все сложные ситуации и нагрузки. Вот, что говорят молодые педагоги:

«Вожатство – отличная возможность вновь погрузиться в детство, испытать невероятное количество эмоций и зарядиться энергией».

«Вожатство – незабываемая пора, когда ты вновь смотришь на окружающий мир глазами ребенка, учишься заново удивляться самым простым вещам и открываешь в себе новые возможности».

«Быть вожатым – значит открывать в детях новые грани их личности».

«Вожатство – возможность проявить себя в разных амплуа и узнать, на что ты способен. Это возможность проверить себя на прочность».

Современные вожатые уверенны, что, в первую очередь, необходимо повышать престиж профессии, привлекать к проблемам вожатства общественность и государство. У вожатского движения богатая история и много традиций, которые необходимо сохранять. Но время движется вперед, и вожатые понимают, что надо, опираясь, на более, чем 90 летнюю историю вожатства, придумывать новое и извлекать самое интересное из уже придуманного. Необходимо разрабатывать новые общие стандарты обучения, создавать условия для общения и обмена опытом между вожатскими отрядами всей страны.

Дарья Гаврина,
руководитель отдела по связям с
общественностью
Лига Вожатых

Рекомендации