Ученые Московского городского педагогического университета выяснили, что треть старшеклассников не умеют правильно общаться. Где кроются причины этого и как помочь подросткам, выясняла наш корреспондент.
Практически в каждом классе любой российской школы есть дети, которым сложно взаимодействовать с коллективом, они не умеют работать в команде, не всегда понимают, как общаться с учителями, и не могут объяснить, что им нужно. А главное — не знают, как организовать собственную деятельность.
Причинами, по которым это происходит, заинтересовались эксперты научной лаборатории Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ, они провели исследование спектра и выраженности социально-педагогических дефицитов у современных старшеклассников.
Ученые выяснили, что образовательный процесс у некоторых учеников начинает буксовать из-за недостаточного развития определенных сторон их личности.
— Социально-педагогический дефицит — это дисбаланс в структуре личности, недостаточная сформированность некоторых ее подсистем, которая приводит к незрелости социальных форм поведения. Дети не умеют использовать общение как инструмент регуляции и координации своей деятельности. Эти проблемы не проходят сами собой и имеют последствия. Изучив это явление, мы подготовили практические рекомендации для учителей, — рассказал заведующий научной лабораторией МГПУ Лев Кравцов.
Результаты исследования показали: далеко не всегда учитель понимает, что трудности взаимодействия с некоторыми учениками связаны с проблемами развития личности ребенка. Да, часто они видны невооруженным глазом: ученик дерется, сползает на уроке под парту, замыкается в себе. Но бывают и не такие яркие проявления, когда учится и ведет себя ребенок средне, без очевидных проблем, но предрасположенность к дефициту развития у него есть.
Универсальной методики ее определения не существует, но у каждого возраста есть свои поведенческие маркеры, отклонения от которых, по мнению Льва Кравцова, могут сигнализировать о проблеме, и у каждого возраста эти маркеры свои. Так, в старших классах от ученика требуется сформированная учебная деятельность, способность осознавать свои пробелы в знаниях и находить способ их устранения. Старшеклассник должен уметь анализировать, как он может подтянуть уровень знаний по предмету, не только искать необходимую информацию, но и критично оценивать свою результативность в освоении нового. По данным исследователей МГПУ, такой способностью в явном виде располагают лишь четверть учеников старшей школы.
— Наиболее частые виды дефицитов личностного развития у современных старшеклассников связаны с несформированностью предметной деятельности. Проявляется в поведении это по-разному, например, в устойчивой нехватке инициативы и самостоятельности, в отсутствии собственных устойчивых интересов и познавательной мотивации, в неумении задавать важные для понимания вопросы и занимать исследовательскую позицию, — комментирует Лев Кравцов.
Эти проблемы напрямую связаны с накопленным опытом общения с родителями и сверстниками. Первая и самая частая причина их появления — обстановка в семье. Для личностного развития ребенка важно все: как родители выстраивают взаимодействие с обществом и между собой, как проводят досуг, решают конфликты. Если отец применяет силу, наказывая сына за плохие оценки, то ребенок, скорее всего, будет драться в школе.
Вторая — пробелы в социализации. Дети растут со смартфоном в руках, пропуская «уличные уроки», а ведь именно во время игр во дворе дети учатся примерять на себя разные социальные роли, отстаивать личные границы и распоряжаться своим временем.
— Выявленная депривация предметной деятельности, характерная для современных детей и подростков, связана с условиями и обстоятельствами их взросления, в которых преобладает технологичное окружение, обилие цифровых устройств, избыток развлекательного контента, вырождение развитых форм детской игры, требующих планирования, —дополнил эксперт.
Чтобы помочь своим ученикам справиться с этими проблемами, эксперты МГПУ советуют учителям разнообразить форматы образовательного процесса, обсуждать с детьми фильмы и поведение их героев, заниматься с учениками проектной деятельностью, вводить игровые технологии на уроках.
При необходимости возможны индивидуальные беседы со школьными психологами.
Но это актуально для совсем крайних и систематических проявлений. Хороший учитель должен решить проблему до того, как она перейдет в такую фазу.
Не нужно пытаться преодолеть дефицит личностного развития полностью. Ставить целью искоренение той или иной модели поведения не только бессмысленно, но и опасно. Потому что все они связаны с уникальными чертами характера личности. Лучше найти возможность для их эффективной настройки и нащупать оптимальный баланс, не пытаясь переделать человека целиком.
Ведь кому-то свойственно быть лидером, а кто-то максимально эффективен во время спокойной работы в малой группе.
В любом случае эта работа комплексная. В ней не обойтись без сотрудничества всех участников образовательного процесса: родителей, классного руководителя, учителей и самого старшеклассника.