Драматург Александр Островский / РИА Новости

Александр Островский. Изобличитель сытой несвободы

  • Александра Ерошенко
  • 8.04.2024

Русский драматург Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье на Малой Ордынке. Ему было суждено написать пьесы, которые перевернули понимание театра, сделали его реалистичнее, правдоподобнее, но до этого еще далеко…

Мальчик вырос в купеческом районе Москвы, оттого знал быт этого сословия не понаслышке. Он был наблюдателен, подмечал все детали: характерные типажи, манеру речи и, конечно, конфликты и ситуации, которые потом станут основой его произведений. Учился он дома, с частными учителями, и с раннего возраста был увлечен литературой — у его отца, судебного стряпчего, была богатая библиотека.

Поддавшись увещеваниям батюшки, Александр Островский начал свою карьеру в юриспруденции. Однако вскоре проявился независимый и непримиримый характер молодого человека, и, поссорившись с преподавателем, он ушел из Московского университета. Тем не менее поступил на службу, стал работать писцом в суде, но тягу к литературному творчеству побороть было невозможно. Постепенно Островский становится известен в кругах искусства, а его комедия «Свои люди — сочтемся» принесла автору настоящую славу, ее похвалили Николай Гоголь и Иван Гончаров, но… к постановке ее запретили! Уж слишком честно автор рассказал о социальных проблемах — неравных браках, мошеннических схемах, конфликтах купцов и дворян. Островский по личному распоряжению императора Николая I попадает под полицейский надзор.

Тем не менее вскоре цензурные препятствия закончились. Пьесы драматурга начинают ставить, а великий князь Константин Николаевич отправляет его в экспедицию по России — от Волги до Нижнего Новгорода. Именно этот регион был в XIX веке центром притяжения для купцов, и хорошо знавший это сословие по детству Островский продолжает писать про них все больше и больше.

Вершиной его творчества в этот период становится пьеса «Гроза», где он обличает косные домостроевские нравы. И с этого времени драматург фактически становится живым классиком. Его произведения остались актуальными сейчас. В репертуаре московских театров можно найти почти все его пьесы — «Лес», «Гроза», «Горячее сердце», «Свои люди — сочтемся», «Доходное место», «Грех да беда на кого не живет»… В одних автор безжалостно обличает коррупцию и ложь, в других рассказывает о спасительной любви или рассуждает о природе и задаче искусства или же, основываясь на фольклоре, пишет пьесу «Снегурочка» по народной сказке.

В личной жизни сибарит Островский — гостеприимный хозяин, любивший и покутить, и посмеяться беззлобно, неязвительно, был тоже счастлив в браке с актрисой Марией Бахметьевой, родившей ему шестерых детей.

Островский был из тех деятелей искусства, кто преуспел и прославился при жизни. Он занимал руководящие посты в московских театрах, работал с композиторами, артистами, режиссерами, составившими славу русской культуры. А его идеи о новом театре, где предметом искусства становится повседневная жизнь обычных людей, а герои не идеализированы, были доведены до логического завершения Константином Станиславским.

ЦИТАТА

Петр Невежин, драматург:

— Работы незабвенного Островского навсегда останутся близкими сердцу русского человека своим благодушным юмором и своей незлобивой сатирой. Бичевание, которому он подвергал героев темного царства, было не чем иным, как стремлением сбросить с глаз завесу и сказать: «Проснись, взгляни на себя, одумайся!» Это был подвиг, который не будет забыт народом, и всякий, проходя мимо памятника гениальному драматургу, посмотрит на него как на своего друга, любившего родную страну и бывшего для нее ярким светильником.

Рекомендации