Фото: public domain

Александр Сумароков: неистовый и непредсказуемый

  • Юрий Козлов
  • 21.11.2022

Среди литературных «орлов» эпохи женского правления XVIII века (императрицы Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая) поэт, драматург, редактор журнала «Трудолюбивая пчела», критик, переводчик, чиновник (кавалер ордена Святой Анны и действительный статский советник) Александр Петрович Сумароков, который родился 25 ноября 1717 года, занимает достойное место. В энциклопедических словарях его называют «одним из видных представителей культурной жизни России». Некоторые исследователи считают его «отцом русского театра», «первым русским трагиком и комедиографом».

Труды Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Антиоха Кантемира, Феофана Прокоповича, других классиков того времени стало трудно читать уже в первой половине XIX века. Они как бы оказались в тени Пушкина. Черту подвел Виссарион Белинский: «Поэтические сочинения Сумарокова, и не будучи читаемы, должны остаться навсегда фактом истории русской литературы и образования русского общества».

Пушкин совершил настоящую революцию в русском языке, приобщил закованную в доспехи классицизма национальную литературу к общечеловеческим философским и гуманитарным ценностям, объединив в своем творчестве талант поэта, историка, мыслителя и пророка. О Сумарокове Пушкин отзывался без особого почтения, считал его стиль тяжеловесным, а сюжеты примитивными. Это объяснимо. В одах, балладах, песнях, баснях, эпических поэмах, драмах Сумарокова он видел тягостную архаику, от которой сам стремился уйти в свободный, легкий, совершенный по форме и глубокий по содержанию стих. Конечно, Пушкину было что реформировать. Но фундамент светской (в значительной мере освободившейся от церковнославянской лексики и тематики) русской словесности был заложен именно такими авторами, как Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов, Державин. Их многолетняя, часто переходящая на личности, полемика о языке и литературе, их стремление привить к древу русской культуры лучшие идеи эпохи Просвещения (Сумароков, к примеру, переписывался с Вольтером), их творческое освоение и развитие существующих в ту пору жанров явились предпосылками для развития классической русской литературы.

Сумароков не был ангелом. Тяжелый и подозрительный в общении, он мог нахамить собеседнику, поколотить слугу, одним словом, был «злым барином». Михаил Ломоносов не хотел принимать его в Академию наук. Родная мать жаловалась на сына императрице Екатерине как на «развратного во нраве и неистового», свирепо пьющего человека. Все так, но заслуги этого аристократа, «сына своего времени» в русской литературе бесспорны. Он не только автор многочисленных од во славу царствующих дам: «О Россия, веселись, монархиню видя…», — но и горьких строк: «В себе Россия змей питала, и ими уязвленна стала…»

Его наследие не только велеречивая в духе Гомера поэма «Телемахида», но и историко-социальная драма «Дмитрий Самозванец», где он подверг сомнению пользу для общества неограниченной самодержавной власти. Комедии Сумарокова «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и сегодня (даже если судить только по названиям) не потеряли актуальности. Наконец, он первый, кто познакомил русского читателя с творчеством Шекспира, вольно переложив трагедию «Гамлет». Не забыты и басни Сумарокова. «Дедушка Крылов» спустя годы охотно использовал их сюжеты.

Литературоведы и историки до сих пор ведут дискуссии о личности и взглядах Сумарокова, его значении для русской культуры. Оно высоко оценивается всеми. Умер Сумароков как истинный поэт — в долгах, разорении и обиде. И как истинный поэт оставил немало загадок. В жизни и творчестве он был «неистов» и непредсказуем.

Рекомендации