Site icon Пресса в образовании

Алексей Баталов — человек неандерсталинской эпохи

Алексей Баталов — человек неандерсталинской эпохи

Актер Алексей Баталов во время прогулки по Кремлевской набережной столицы. Фото 1964 года. Валентин Мастюков / ТАСС

Алексей Баталов называл себя в шутку «человеком неандерсталинской эпохи». А еще — «старым русским».

И действительно, кинематографическая жизнь одного из самых ярких актеров советского экрана началась в 1944 году с безымянной роли школьника в фильме «Зоя» и закончилась в 2006 году в «Карнавальной ночи 50 лет спустя». Шестьдесят с гаком лет съемок, большая часть из которых выпала на «советский» период. Хотя можно ли сказать, что, перестав сниматься, актер совсем исчезает из информационного поля? Про кого-то возможно. Но только не про Алексея Баталова! Родился Баталов в театральной семье: отец и мать служили в Московском Художественном театре. Маленький Алеша буквально рос за кулисами. Но брак родителей распался, и мать, Нина Антоновна Ольшевская, вышла замуж за писателя Виктора Ардова.

Хлебосольный дом Ардова был местом литературных встреч цвета мастеров пера. Так в жизнь Алеши Баталова вошли практически небожители, представители Серебряного века — Анна Ахматова и Борис Пастернак, Иосиф Бродский. Баталов буквально впитывал эту атмосферу культурной интеллектуальности, бережного отношения к слову, утонченной интеллигентности. Эта атмосфера сформировала его как актера и человека. Десятки ролей в любимых кинолентах, четыре десятилетия, посвященные ВГИКу, где Алексей Владимирович преподавал. Алексей Баталов выступал и как кинорежиссер, и как общественный деятель, и как сценарист, и как мастер художественного слова — прекрасно читал закадровый текст. Его труд отмечен высокими наградами: Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России и многими другими званиями. Мы вспоминаем о нем вновь и вновь — именно таким представляется уже лет семьдесят образ настоящего мужчины, неподкупного, талантливого, рубящего правду-матку в глаза, того самого, которого женщина может ждать всю жизнь. «Девять дней одного года», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Дело Румянцева», «Москва слезам не верит», «Летят журавли… Всюду он, Баталов, — везде разный и вместе с тем легко узнаваемый. Горькая ухмылка, черные обжигающие глаза, удивительный тембр голоса. Баталов кажется современным мудрецом, из тех, которые все понимают про людей, но все равно любят их и прощают. В его жизни было много признания, творчества и любви. Было два брака и две дочери от разных женщин. Страшная трагедия, приключившаяся с младшей дочерью, больной с рождения ДЦП, подчинила всю жизнь Баталовых новому смыслу: борьбе за Машино благополучное будущее. Так жаль, что последние годы жизни Алексея Владимировича были омрачены судебными тяжбами, что продолжились эти суды и после смерти актера.

Сегодня актеру исполнилось бы 95 лет. Прекрасный повод вспомнить его роли, пересмотреть фильмы с его участием. В наше жестокое время так не хватает таких людей, как те герои, которых он воплотил на экране. Солдата Бориса из «Летят журавли», князя Сергея Трубецкого из «Звезды пленительного счастья», врача Владимира Устиненко из фильма «Дорогой мой человек», Гоши, который еще и Гога, из «Москва слезам не верит».

ЦИТАТА

Светлана Немоляева, народная артистка РСФСР: 

— Алексей Баталов — замечательный актер с необыкновенной индивидуальностью. У него не было мужской стандартной красоты, но он был героем и без нее. Алексей Баталов был невероятно обаятельным. У него был добрый и умный взгляд с пронзительными глазами. Он был человеком, излучающим свет, очень талантливым, обладал огромным интеллектом и мог играть любого. Особенно мне нравятся его роли в таких известных кинолентах, как «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».