Site icon Пресса в образовании

Алексей Мусин-Пушкин и его удивительная «лавка древностей»

Алексей Мусин-Пушкин и его удивительная «лавка древностей»

Алексей Иванович Мусин-Пушкин родился в Москве 27 марта 1744 года. Царедворец и государственный деятель, историк и удачливый карьерист, он дослужился до звания обер-прокурора Святейшего Синода, но имя его заняло особое место в истории не потому, что он имел звания, а потому, что он был тем человеком, кто возродил в России интерес к древнерусской истории и культуре.

И конечно, имя его связано с обретением шедевра древнерусской словесности — поэмы «Слово о полку Игореве».

…Семья сделала все, чтобы Алексей получил самое лучшее образование. После Петербургской артиллерийской школы он пошел на военную службу, но затем ее оставил и отправился в длительное путешествие по Европе. Оценив культуру европейцев, он понял, что и Отечеству его есть чем гордиться. Сделав на государевой службе блистательную карьеру чиновника, все свое время он посвящал воспеванию русской культуры. Он начал собирать предметы старины еще во время путешествия по Европе, теперь же коллекция его росла, а он публиковал старинные рукописи («Русскую правду» Ярослава Мудрого, сборник «Книга Большого Чертежу» и др.), и каждая публикация вызывала взрыв общественного интереса. Ну а став обер-прокурором Священного Синода, МусинПушкин получил доступ к тем рукописным раритетам, что хранились в монастырях и храмах. И вот, по официальной версии, в Свято-Преображенском монастыре Ярославля он обнаружил дотоле неизвестное «Слово о полку Игореве».

Итак, начинаются загадки. Уже доказано, что рукопись попала к коллекционеру из Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой. Но зачем было лгать? Да и что такого в этом «Слове…»?

— «Слово о полку Игореве» — бесценный памятник древнерусской литературы, оказавший большое влияние и на историческую науку, и на литературу. Помимо безусловного интереса, который представляет собой сама «поэма» (ритмизованный протоверлибр, образец досиллабической поэзии), увлекательным детективом стала история обретения текста, — рассказывает литератор и богослов Ксения Савина. — Современные исследователи сходятся во мнении, что граф Мусин-Пушкин присвоил себе рукопись из Кирилло-Белозерского монастыря и фальсифицировал ее происхождение, из-за чего долгое время шли споры о подлинности этого произведения. Но если бы не страсть оберпрокурора Синода к коллекционированию древностей, неизвестно, как сложилась бы судьба манускрипта в монастырском книгохранилище, познакомилась бы широкая общественность с этим шедевром или нет. Значение поэмы сложно переоценить: это уникальное литературное произведение русского высокого Средневековья, демонстрирующее нетривиальный подход автора к описанию исторического события.

…Публикация «Слова…» вызвала фурор. Но затем в жизни Мусина-Пушкина началась черная полоса: новый государь, Петр II, его невзлюбил. Он ушел в отставку, но удары сыпались один за одним: погиб сын, а потом пожар 1812 года уничтожил почти всю его коллекцию древностей. МусинаПушкина принялся травить новый обер-прокурор, в итоге зимой 1817 года великого собирателя не стало. После него остались бесценные материалы и поэма-памятник… Не так мало для одной жизни!

ЦИТАТА

Дмитрий Лихачев, академик АН СССР, культуролог, филолог:

— «Слово о полку Игореве» проникнуто теплым и сильным чувством любви к Родине. «Слово» буквально напоено им. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.

Значение «Слова» особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности.