Народный артист РСФСР и Украины, лауреат государственной премии Российской Федерации Алексей Петренко / Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Алексей Петренко: мастер перевоплощений и создания образов

  • 20.03.2023

Мастеру невероятных перевоплощений Алексею Петренко 26 марта исполнилось бы 85. Он сыграл не очень много ролей, зато каждая из них была шедевром. В первую очередь потому, что они были невероятно разнообразны и разноплановы: Иосиф Сталин и Петр I, аббат Фариа и Григорий Распутин, купец Кнуров…

До того, как удача улыбнулась абитуриенту Харьковского театрального и Петренко был зачислен на курс, судьба ломала его трижды. Не поступив, Петренко отправлялся работать в кузницу, точно зная, что год спустя снова придет поступать, поскольку другой судьбы для себя, кроме актерской, не видел.

Наконец поступление состоялось. И в 1961 году талантливый выпускник был распределен на работу в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса, где и сыграл свои первые роли. Спустя два года он стал актером Донецкого областного русского драмтеатра, где отработал год. Побывав в театре по случаю, руководитель ленинградского «Ленкома» Игорь Владимиров сделал все, чтобы заполучить талантливого актера в свою труппу. Отработав там несколько лет, Петренко, по сути, ушел в свободное плавание: играл там, где хотел. Он четко формулировал свой принцип — «лучше немного и толково, нежели всеядно». Так и было. К выбору каждой роли Петренко относился сверхсерьезно, на мелочи не разменивался, играл глубоко, точно —потому и запоминался навсегда.

На протяжении всей творческой жизни Петренко блистал на подмостках. «Свободное плавание» позволяло ему играть на разных сценах, и он выходил на лучшие из них — драмтеатра на Малой Бронной, МХАТа, «Школы современной пьесы», Театра на Таганке. Настоящую бурю в среде театралов вызвал в свое время спектакль «Серсо» Анатолия Васильева, где Петренко сыграл главную роль. Но большинству зрителей актер стал известен благодаря киноролям.

После удачного дебюта (в 1967 году он сыграл небольшую роль в картине «День солнца и дождя») Александр Митта предложил Алексею Петренко сняться в его фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». Это был фантастический дуэт — плещущий эмоциями царь Петр в исполнении Алексея Петренко и арап Ибрагим Ганнибал, которого сыграл Владимир Высоцкий! Петренко был так хорош, что, пожалуй, стал культовым Петром в кинематографе. А в 1981 году режиссер Элем Климов предложил ему сыграть Григория Распутина — мужика-знахаря, прибившегося к царской семье и ставшего невероятно влиятельным при дворе. Картина «Агония» была показана за рубежом, ее купили для проката французы, англичане, американцы и итальянцы, что для советских времен было огромным успехом.

Складывалось ощущение, что Петренко органичен только в роли сильных личностей — он не раз играл Сталина, был и Иваном Грозным. О том, что он актер широкого амплуа, рассказала лента «Беда» режиссера Динары Асановой: грустная и светлая картина, герой которой Вячеслав Кулигин слаб — он обычный деревенский пьяница, которого Петренко сыграл блестяще. Ну а после роли в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, несмотря на критику самой картины, Петренко был превознесен до небес — он и правда потрясающе сыграл циничного Кнурова.

Алексей Петренко был человеком очень верующим. И все, кто общался с ним, отмечали внутренний свет, который, казалось, источал актер — всегда доброжелательно настроенный по отношению к людям и бесконечно требовательный к себе.

Не стало народного артиста РСФСР Алексея Петренко 22 февраля 2017 года. Он ушел на 79-м году жизни.

ЦИТАТА

Александр Митта, режиссер:

— Алексей Петренко был прекрасен, это был просто подарок каждому, кто его знал. Он был очень дружелюбный, профессиональный, к себе относился очень критично, но очень по-доброму — ко всем, с кем работал. С ним работать было счастье. И все всегда отзывались о нем с уважением.

Рекомендации