Site icon Пресса в образовании

Бестужевские капли, взрывчатка и водка

Екатерина Елезарова, как и другие столичные школьники, любит посещать различные дополнительные занятия, где можно не только получить новые знания, но и провести увлекательные опыты. Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»

Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»

Ровно 275 лет назад завершилось строительство Химической лаборатории Петербургской академии наук.

Инициатором ее создания выступил Михаил Ломоносов. Этот проект ученый, говоря современным языком, пробивал с января 1743-го. Но добиться положительного решения от руководства академии сумел лишь спустя пять лет. 12 октября 1748 года считается отправной точкой становления химической науки в нашей стране.

Впрочем, химические лаборатории в России были и до Ломоносова. Самая первая появилась в 1720 году по указанию Петра I: самодержец, как известно, естественных наук не чурался и повелел учинить при Берг-коллегии лабораторию, где сам проводил химанализ руд и минералов.

Научные увлечения своего монарха разделяли и некоторые сановники. Изрядно прославился на этом поприще Алексей Бестужев-Рюмин, русский министр-резидент при дворе датского короля Фредерика IV. В 1725 году он, работая на стыке химии и фармакопеи, создал в своей лаборатории знаменитые «бестужевские капли», которые пользовались огромной популярностью и были известны всей Европе как Tinctura toniconervina Bestuscheffi , или «золотой эликсир». Снадобье состояло из хлорида железа, растворенного в смеси спирта с эфиром. На солнечном свету жидкость становилась прозрачной, помещенная же в темное помещение приобретала через некоторое время приятный золотистый цвет.

Препарат применяли от всех известных и неизвестных болезней, веря в его чудодейственные свойства. Хотя на деле «бестужевские капли» помогали в лучшем случае при анемии, которая нередко была связана с дефицитом железа в организме.

А вот химик-органик Николай Зинин (1812–1880) известен прежде всего как человек, придумавший оптимальный способ промышленного получения нитроглицерина, который до появления динамита оставался самым мощным взрывчатым веществом. Хотя вклад Зинина в науку гораздо существеннее: именно его опыты заложили научную основу промышленного производства синтетических красителей, фармацевтических препаратов и душистых веществ, применяемых в парфюмерии.

Ну и, разумеется, никак не обойтись в этой подборке без Дмитрия Менделеева, создателя периодической системы элементов и классического рецепта русской водки — почему-то именно эти его два достижения ставят в один ряд обыватели. Но вот только его диссертационная работа «О соединении спирта с водою» никак не имела своей целью создание столь полюбившейся нашему народу «сорокаградусной». Научные же интересы Менделеева охватывали невероятно широкую область: от органической химии, нефтехимии и химии твердого тела до физики жидкостей и газов, от агрохимии, биологии и медицины до педагогики.

Как видим, ломоносовские строки «…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» воистину оказались пророческими.