Запорожская область. Протоиерей, заместитель главного священника СВО Петр Гриценко в канун православного праздника Крещения Господня во время освящения первой крещенской купели в расположении российского боевого отряда «Барс» / Фото: Александр Полегонько / ТАСС

Безбожию и раскольничеству должно противостоять просвещение

  • Илья Конюков, юнкор
  • 21.04.2025

Религия всегда имела огромное значение в жизни общества в самые сложные периоды, и особенно во время войн. О ее роли сегодня мы поговорили с епископом Тарусским владыкой Макарием.

После революции государство определило свое отношение к Русской православной церкви четко, сначала отделив ее от государства и школы, а затем и запретив вовсе. В 1927 году митрополит Сергий выступил с декларацией лояльности церкви к советской власти: «Ваши радости и успехи — наши радости и успехи, ваши неудачи — наши неудачи». А 22 июня 1941 года митрополит Сергий, вернувшись с литургии, написал воззвание к народу: верующие должны встать на защиту своей Родины.

— Церковь начала собирать средства для фронта, за что Сталин в печати неоднократно благодарил разные общины и приходы, — рассказывает владыка Макарий. — В 1942 году, во время Сталинградской битвы, была выпущена книга «Правда о религии в России» на английском языке — для изменения образа СССР на Западе и объединения сил против общего врага.

После встречи Сталина с тремя иерархами церкви в 1943 году отношения между церковью и властью были определены на постоянной основе. При Совете министров СССР был специально создан Совет по делам Русской православной церкви. По словам владыки, в русской традиции, начиная еще со времен набегов печенегов, священники поднимали боевой дух воинов.

— Надо понимать, что священнослужитель не имеет права брать в руки оружие и проливать кровь, продолжает епископ Тарусский. — Но сегодня, в острый момент, когда проходит СВО, служители церкви рядом с военными разделяют все тяготы и дают бойцам духовную опору. Многие бойцы рассказывают о чудесных спасениях, видя в этом Божью помощь. Еще полководец Александр Суворов считал веру основой победы. Но главный подвиг — ежедневное разделение с воинами тягот войны. Священники живут в окопах наравне с бойцами. Под обстрелами исповедуют, причащают.

Владыка подчеркивает, что батюшка с 30-летним опытом работы в горячих точках (Чечня, Сирия) Михаил Васильев погиб на СВО. Посмертно он удостоен высокого звания Героя России.

— Проведение спецоперации повлияло на все стороны нашей жизни — культуру, литературу, телевидение, — уверен епископ. — Помню, 24 февраля 2022 года многие деятели культуры массово начали демонстрировать несогласие с проведением СВО. Меня это поразило — ведь с 2014 года, когда по Донецку стреляли из «Градов», все они единодушно молчали.

При этом владыка говорит, что церковь в это же время заняла четкую позицию.

— Мы не просто молились о мире, мы помогали: воинам на фронте, беженцам, детям мобилизованных. Многие так называемые либералы начали оскорблять не только власть, но и весь наш народ, называя Россию «темным царством». А церковь оставалась с людьми, сохраняя традиционные ценности — семью, нравственность, любовь к Родине, — уточняет он.

По словам владыки, сегодня на Украине канонической Русской православной церкви, которая была там веками, приходится очень тяжело. Идут настоящие гонения, террор. Взять Киево-Печерскую лавру — тысячелетнюю святыню, которую просто отобрали! Пришли с автоматами, выгнали монахов под предлогом неких «расследований».

— И это не единичный случай, храмы захватывают по всей Украине, — констатирует епископ. — Но самое страшное — это насилие. Я знаю случаи, когда активисты врывались в храмы во время службы, били пожилых прихожан, крушили иконы. В Черкасской области радикалы устроили побоище прямо в храме и избили даже митрополита Феодосия. Это полный разрыв с каноническим православием. Людей заставляют переходить в Православную церковь Украины (ПЦУ). Но, несмотря ни на что, каноническая, Русская православная церковь там жива. Люди собираются в домах, чтобы молиться постарому. Монахи из лавры служат в подполье, точно первые христиане.

Безбожию и раскольничеству в современных условиях главным ответом должно стать просвещение — глубокое, основанное на подлинных культурных и исторических корнях. Когда мы говорим о русской культуре — будь то литература, архитектура или искусство, — мы сталкиваемся с удивительным феноменом: вся наша классическая традиция буквально пронизана христианскими смыслами. «Братьев Карамазовых» или «Преступление и наказание» Достоевского невозможно полноценно осмыслить вне православного мировоззрения. То же самое обстоит и с архитектурой: от киевской Софии до владимирских храмов и соборов Москвы — это единая традиция, развивавшаяся веками. Но сегодня на Украине происходит страшное — люди осознанно отказываются от своей истории. Детей лишают возможности изучать Пушкина, Чехова. Вместо этого предлагается суррогатная «местная» культура, не имеющая ни глубины, ни перспективы.

Владыка уверен, что выход из этой ситуации есть.

— Я вижу его в последовательной работе с подлинными документами и источниками знаний, говорит епископ Макарий. — Когда человек опирается не на пропагандистские лозунги, а на реальные исторические свидетельства: летописи, архивные документы, зафиксированные в литературе свидетельства очевидцев, — формируется целостное понимание нашей общей культурной традиции. Важно, что такой подход не требует насильственного навязывания веры. Он просто дает человеку объективные знания, на основе которых тот уже сам может сделать осознанный выбор. В этом, а не в агрессивной пропаганде и заключается подлинное просвещение. А еще — в бережном сохранении и передаче культурного наследия. У православия есть особенность: оно не устаревает. Меняются эпохи, но учение Христа остается актуальным. И современная молодежь приходит к вере не через формальности, а через живой опыт. Диалог с молодым поколением стал проще. Оно стало понимать: настоящая жизнь со всеми ее трудностями и радостями возможна только на Родине. И православная вера помогает им, давая духовную опору в это трудное время.

В ТЕМУ

В период Великой Отечественной войны служители церкви встали на защиту Родины со всем народом. Они участвовали в партизанском движении, помогали в сооружении оборонительных укреплений, шефствовали над госпиталями. В храмах были организованы бомбоубежища, санитарные пункты, приюты для стариков и детей.

Рекомендации