Екатерина Градова в роли Кэт и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» / Фото: РИА Новости

Благородный князь и разведчик: роли Вячеслава Тихонова

  • Александра Ерошенко
  • 3.02.2025

Фразу: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» — точно знает каждый. В многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны» начальник гестапо Генрих Мюллер, которого сыграл Леонид Броневой, произносит ее в адрес советского разведчика Максима Исаева, работавшего под прикрытием в Третьем рейхе в 1945 году. Собирательный образ Штирлица воплотил на экране Вячеслав Тихонов. Герой получился сложным и многогранным. Здесь считывается личная трагедия человека, отказавшегося от всего ради службы, благородство в борьбе со злом и безупречная выдержка, которая не может не вызвать восхищения.

Именно эта роль в фильме режиссера Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семенова сделала Вячеслава Тихонова не только всенародно популярным артистом, но и символом эпохи, хотя в его карьере были и другие не менее сильные и яркие образы. Будущий артист родился 8 февраля 1928 года недалеко от Москвы, в небольшом ткацком городке Павловский Посад. Его отец служил механиком на главном городском предприятии.

В начале войны юноше было 13 лет. Школу закрыли, обустроив в здании госпиталь для раненых. Подросток же, как и многие его сверстники в рабочих городках, поступил в ремесленное училище, чтобы овладеть рабочей профессией — он стал токарем. Но каждый вечер после смены на заводе молодые сотрудники ходили в кино. Тихонов не на шутку увлекся этим искусством. У него появились любимые артисты, но виделись они ему небожителями, и идеи, что можно самому попробовать стать актером, не было. Дальше продолжать свое образование молодой токарь собирался по проторенной дорожке — в Автодорожном институте в Москве. Но оказавшись в столице в 1944 году, он узнает про ВГИК и вопреки протестам родителей пробует поступить. Ему отказали во втором туре, но потом все же приняли — на курсе оказался недобор молодых людей. Да, помогла случайность, но своим шансом юноша воспользовался умело, доказав, что занял это место не зря.

Еще в студенческие годы режиссер Александр Фадеев пригласил Тихонова сняться в фильме «Молодая гвардия». Так молодой актер получил опыт на съемочной площадке, сыграв подпольного антифашиста Осьмеркина. Несмотря на успех картины, практически 10 лет в его карьере не было главных ролей. Следующая кинолента, в которой ему удалось раскрыть свой талант, — «Дело было в Пенькове», где Тихонов сыграл тракториста Матвея Морозова. Любопытно, что его долго не утверждали — худсовет посчитал его благородные и тонкие черты лица слишком не по-деревенски правильными. Но режиссер Станислав Ростоцкий настоял на его кандидатуре. Вскоре режиссер Сергей Бондарчук предложил Тихонову роль князя Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира» . Артист вспоминал, что для него это было знаковым событием не только потому, что лента получила международное признание, завоевав «Оскар» и «Золотой глобус», но и по личным причинам — когда он был еще ребенком, дедушка читал ему по вечерам главы из романа.

Помимо военных картин, в карьере Вячеслава Тихонова есть и трогательный фильм «Белый Бим Черное ухо», который заставил всех детей Союза сопереживать его персонажу — владельцу преданного пса. По признанию артиста, пес Степан стал одним из непростых партнеров, с кем пришлось долго находить общий язык, но в итоге они стали настоящими друзьями.

Вячеслав Тихонов ушел из жизни в декабре 2009 года, подарив зрителям более 50 кинообразов. Его роли не только принесли ему всенародную славу, но и безграничную искреннюю любовь к каждому воплощенному Вячеславом Тихоновым на киноэкране персонажу, многие из которых стали примерами для подражания.

ЦИТАТА

Никита Михалков, режиссер:  

— Вячеслав Тихонов напоминал мне Андрея Попова — Захара в моем «Обломове». Они к разным поколениям принадлежали, но школа — та, старая — была одна. Когда роль переписана от руки в отдельную тетрадочку, разными чернилами. Когда человек приходит на площадку, и все подтягиваются, хотя с его стороны нет ни малейших поползновений придавить авторитетом, тем более — покапризничать. Школа самоедства, если хотите. «Давай еще раз попробуем… А что, если мы вот так повернем…» Тихонов все ловил на лету, в этом отношении он напоминал мне Марчелло Мастроянни.

Рекомендации