Результаты дискуссии в рамках Российской креативной недели о воспитательной миссии театра станут основой проекта РДШ «Школьная классика»

  • 30.08.2021

29 августа на площадке «Спецпроекты» Российской креативной недели в Москве обсуждалась тема социальной роли театра в воспитании подрастающего поколения. Инициатором дискуссии стало Российское движение школьников. В качестве спикеров были приглашены руководители школьных театров, представители Минпросвещения России и Театрального института имени Бориса Щукина. Слушатели так же смогли высказать свои предложения по развитию школьных театральных студий, которые РДШ аккумулирует в формате учебно-методических пособий.

По словам исполнительного директора Российского движения школьников Ирины Плещевой, театр является уникальной формой воспитания подрастающего поколения через такие ценности, как дружба, семья, труд и любовь к Родине через шедевры отечественной классики.

«Российское движение школьников совместно с Театральным институтом имени Бориса Щукина реализуют Всероссийский проект «Школьная классика», основой которого является воспитание через театральную деятельность. Проект молодой, но имеет много граней и перспектив, одной из которых, безусловно является вовлечение социально незащищенных слоев населения и трудных подростков в творчество. Дискуссия
о социальной роли театра и необходимости его интеграции в воспитательную деятельность позволит нам определить новые задачи и решать их совместно
с экспертным, педагогическим, родительским и детским сообществом»
– рассказала Ирина Плещева.

Спикерами дискуссионной площадки стали: первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев, проректор Театрального института имени Бориса Щукина Андрей Беликов, руководитель социального театра «Трудный театр» Светлана Пахомова, руководитель театральной студии города Липецка «Маска» Татьяна Копаева. Модерировала встречу журналистка Фекла Толстая.

За основу для обсуждения был взят результат работы «Трудного театра». Его актерами являются школьники, состоящие на учете в подразделениях полиции, комиссиях по делам несовершеннолетних, в социальных службах. Перед началом дискуссии ребята представили отрывок из спектакля «Бабий бунт».

Спикеры пришли к выводу о том, что участие в театральной деятельности – это прежде всего социализация в обществе, развитие эмпатии и навыков самопрезентации. Благодаря совместной работе труппы над спектаклем школьник приобретает семью в лице своей команды, а проживание роли на сцене учит понимать свои и чужие эмоции и сопереживать.

«Раньше я мало разговаривал. Сейчас мне проще знакомиться с новыми людьми. Я стал намного увереннее в себе. А мои коллеги по сцене стали моими друзьями и даже, можно сказать, семьей» – подтвердил основной вывод дискуссии актер «Трудного театра» Сергей Багман.

В рамках реализации проекта «Школьная классика» Российского движения школьников совместно с педагогами Театрального института имени Бориса Щукина будут составлены методические рекомендации по созданию и развитию школьных театральных объединений, программы внеурочной деятельности и курсы повышения квалификации для педагогов.

«Нашему Институту уже 107 лет. Создал это Институт Евгений Багратионович Вахтангов – любимейший ученик Константина Сергеевича Станиславского, который придумал собственную систему обучения. Его ученик Вахтангов стал пробовать ее на своих студентах, которые упросили его продолжать заниматься с ними по этой системе. Ректор Борис Евгеньевич Захава создал и совершенствовал на протяжении 60-ти лет программу [ред. по системе Станиславского], которая дает возможность воспитать человека, способного заниматься актерским искусством. И уже в наше время мы так же создали программу  для проекта «Школьная классика» по методике Театрального института имени Бориса Щукина, которая является непосредственным продолжением системы Станиславского» – рассказал об основе обучения педагогов-участников проекта «Школьная классика» ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев.

В методические рекомендации и программы внеурочной деятельности войдут предложения, высказанные спикерами и зрителями в рамках дискуссионной площадки: описание идеологической составляющей театральной деятельности; механика работы советника директора по воспитанию по линии организации школьной студии; механика организации выездных театральных мероприятий для школьников и посещения профессиональных спектаклей; описание возможной траектории развития коллективов, которые уже стали победителями конкурсов; описание возможностей участия в грантовых конкурсах.

«Театральные школьные кружки стали значимой частью воспитательного процесса.
И вопрос создания школьных театров оказался современным – потому что это запрос самих ребят. Проект РДШ отвечает на этот запрос. В этом году мне удалось побывать на финале «Школьной классики». Я был потрясен уровнем того, что было продемонстрировано»
– обратился к участникам и слушателям дискуссии первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

Видеоматериалы дискуссии доступны по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/xehqcPbgjFOBSg

Информационная справка:

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» создана указом Президента РФ Владимира Путина 29 октября 2015 года. Цель организации заключается в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействии формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. В настоящий момент Российское движение школьников объединяет более 25000 школ – это 980 000 участников из 85 субъектов РФ, среди которых школьники, их родители и учителя. И реализует 27 федеральных проектов различной направленности: экология, добровольчество, медиа, спорт, дизайн, самоуправление. Три входят в национальный проект «Образование».

«Трудный театр» является одним из первых социальных театров в России. Он начался свою работу в 2008 году в Азовской воспитательной колонии. В последующие годы труппа театра стала формироваться из подростков, состоящих на учете в подразделениях полиции и комиссиях по делам несовершеннолетних, в социальных службах.

Рекомендации