К созданию своего автоматизированного предметного стола для поляризационных микроскопов Андрей Андреев (слева) и Данила Казанцев подошли со всей ответственностью. Ведь их изобретение облегчит работу множеству специалистов-океанологов

Старшеклассники помогают раскрывать тайны планеты

  • Алина Зинина
  • 1.03.2021

Старшеклассники школы № 2065 Данила Казанцев и Андрей Андреев изобрели устройство, которое помогает изучать строение дна морей и океанов. Им стал комплекс оборудования для микроскопа, упрощающий работу ученых-геологов.

Казалось бы, у ученых в наше время есть все необходимое оборудование: сверхмощные микроскопы, компьютеры, лазеры… Чего еще душе угодно? Но если бы год назад вы задали этот вопрос геологам, то среди ответов, вероятнее всего, услышали бы — робота, который будет смотреть в микроскоп вместо меня.

— Мой товарищ как раз занимается изучением дна океанов и морей, — рассказывает Данила Казанцев. — Ученые поднимают на поверхность ил, песок, которые изучают под специальным микроскопом.

Эти так называемые донные осадки помогают ученым понять историю нашей планеты. Вот только рассмотрение донных осадков под микроскопом занимает у специалистов много времени. Геологам приходится долго разглядывать образцы, вращая под микроскопом, чтобы сделать снимки. Хотя уж этот процесс можно было давно автоматизировать… Что Данила с Андреем и сделали под руководством Дмитрия Борисова — старшего научного сотрудника Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова, разработав комплекс оборудования для микроскопа с автоматизированным вращающимся столиком, фотокамерой и управляющим миникомпьютером. Его можно установить на многие модели отечественных и зарубежных поляризационных микроскопов.

— Теперь препарат с донными осадками достаточно положить на столик, который сам будет его перемещать. А уже микроскоп сфотографирует образцы так, как нужно ученым, и передаст снимки на компьютер, — говорит Андрей.

На всю работу у ребят ушло около четырех месяцев.

— Если бы мы разрабатывали проект самостоятельно, без подсказки руководителя, то времени ушло бы еще больше, — считают старшеклассники.

Данила отвечал за моделирование проекта на компьютере. Андрей — за все, что связано с электроникой: как будет двигаться будущий столик, придумывал он.

А когда проект был полностью готов, дело оставалось за малым — напечатать все необходимые детали на 3D-принтере, который был в школе. И по сравнению со всей подготовительной работой эта часть проекта оказалась самой легкой. Старшеклассники остались довольны своей работой. Что интересно, никто из них не собирается ходить по морям и океанам, чтобы изучать тайны нашей планеты. Для себя одиннадцатиклассники решили выбрать менее романтичные профессии. Данила будет поступать на факультет, связанный с физикой и математикой. Андрей думает уйти в IT.

И, если будет возможность, довести совместный проект до совершенства. Ведь всегда есть к чему стремиться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Борисов, педагог-наставник школы № 2065, старший научный сотрудник института океанологии им. П. П. Ширшова РАН:

— Применять автоматизированный комплекс в экспедиции в море или океане не очень удобно, так как он не приспособлен для работы при качке и вибрации. Зато для коллег, которые проводят исследования на суше, он — незаменимая вещь: помогает сэкономить время на рассмотрение образцов под микроскопом.

Рекомендации