Фото : Пресс-служба ДОНМ

Вице-мэр Ракова: Московские школьники и студенты колледжей поставили 745 спектаклей за прошлый учебный год

  • 27.03.2025

В Москве количество детских и молодежных театров выросло почти на 10%
по сравнению с прошлым учебным годом. Сейчас в столичных школах,
колледжах и центрах допобразования работают более 780 коллективов. Об
этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам
социального развития во Всемирный день театра.
«Мы стараемся создавать как можно больше путей для всестороннего
развития детей, особое внимание уделяем творческому направлению. Театр
— это не только искусство, но и возможность развивать пластичность
мышления, концентрацию, воображение и навыки общения. Поэтому на базе
столичных школ, колледжей и центров дополнительного образования
организуют театральные мастерские, где ребята под руководством
известных режиссеров и актеров участвуют в мастер-классах и осваивают
сценические профессии. Два года назад мы запустили масштабный проект
“Содружество школьных театров”, который уже объединил более 22 тысяч
юных артистов. В 2023/2024 учебном году ребята поставили 745 спектаклей
и провели 1,5 тысячи показов. В рамках фестиваля “Живая сцена” юные
москвичи выступили на престижных профессиональных площадках, где
играют признанные деятели культуры. Это сцены Театрального института
имени Бориса Щукина, Детского музыкального театра юного актера,
Московского нового драматического театра, Дворца на Яузе и центра
культуры и искусства “Щукино”», — рассказала заммэра.
В репертуар детских и молодежных театров входят как современные
авторские постановки, адаптированные для подростков, так и классические
произведения. Важно, что у столичных школьников и студентов колледжей
есть уникальная возможность учиться у признанных мастеров, среди которых
Владимир Машков, Евгений Князев и другие.
При этом дети не только осваивают актерское мастерство, но и получают
навыки создания декораций, работы с различными видами кукол и
пластического искусства. Кукольным театрам в столице уделяется отдельное
внимание — в образовательных учреждениях Москвы их работает более 20. К
тому же в детских и молодежных театрах ставят спектакли на иностранных
языках. Такие постановки могут организовывать как в школах с особым
языковым уклоном, так и в обычных.
Знаковое событие для юных артистов содружества — фестиваль-конкурс
школьных театров «Живая сцена». В 2023/2024 учебном году в нем приняли
участие более 500 творческих коллективов. Школьники и студенты колледжей
представили 30 драматических и музыкальных постановок, которые
посмотрели около семи тысяч зрителей.

Особой популярностью среди ребят пользуется проект «Театральное
закулисье». Более 700 детей и 100 педагогов уже побывали за кулисами
Московской театральной школы Олега Табакова, Музея МХАТ и Театра кукол
имени С.В. Образцова, где познакомились с работой художников по гриму,
костюмеров, звукорежиссеров и других театральных специалистов.
Для профессионального роста педагогов тоже созданы особые условия. Для
руководителей школьных театров работает клуб «Московская мастерская
театральной педагогики». На встречах с деятелями культуры они обсуждают
репертуар, методы работы с юными актерами и особенности постановочного
процесса. В 2024 году впервые открыт набор в магистратуру Московского
городского педагогического университета по специальности «Педагог
школьного театра». Студенты изучают психологию творчества, актерского
мастерства, режиссуры и других дисциплин под руководством опытных
практиков.

Руководители школ, учителя, руководители школьных театров и юные артисты поделились с нами своими впечатлениями и планами:

Елена Аниканова, директор школы № 1190

«Мы очень благодарны за то, что для нас создали такую замечательную школу с прекрасным новым пространством, которое позволяет проводить театральные вечера и спектакли. Этот атриум с невероятным многофункциональным пространством, конечно, увеличил возможности нашей театральной студии. Это наша гордость, и мы рады, что у нас есть такое место. В обновленной школе мы уже полгода. Оборудование, которое позволяет менять свет и выделять наиболее важные моменты в спектаклях, — это неповторимо. Сделать все это на обычной сцене сложно», — поделилась Елена Аниканова, директор школы № 1190.

«Наша театральная студия открылась в 2017 году. Буквально после первых спектаклей она стремительно развивалась, и сейчас в ней участвует уже семь полноценных коллективов — это более 120 человек. В студии занимаются даже первоклассники, и мы уже начинаем принимать детей старшего дошкольного возраста. Она пользуется большим успехом и спросом. За годы работы театральной студии “Жар-птица” у нас сложились свои традиции. В этом году новые условия позволили нам провести большой окружной фестиваль “Театральный звездопад”. К нам приезжали другие школьные театры, мы обменивались опытом, показывали спектакли, дети общались друг с другом. Это было очень значимое и большое событие, которое длилось два дня. Это будет еще одна традиция, которая началась в этом году», — отметила Елена Аниканова, директор школы № 1190.

«Как только мы узнали о том, что был создан городской проект “Содружество школьных театров”, мы тут же присоединились к нему. В конкурсе “Живая сцена” мы уже были лауреатами, участвуем в нем ежегодно. Мы очень рады, что существует этот городской проект, который позволяет нам видеть и другие театральные коллективы. Мы становимся более сплоченными», — сказала Елена Аниканова, директор школы № 1190.

«Наш театральный коллектив развивается с каждым годом. А в обновленной школе с новой сценой возможностей стало еще больше. Во-первых, у нас великолепный зал, куда мы можем позволить себе пригласить родителей. Мы создаем музыкально-творческие вечера — сцена позволяет. В нашей театральной студии мы создали и показали 14 полноценных спектаклей, а сценарии для семи сказок наши ребята написали сами. Все это мы рады представить нашим родителям и детям. Атриум позволяет буквально находиться на сцене вместе с актерами. Это не отдельная сцена в классическом понимании, а единое пространство», — добавила Елена Аниканова, директор школы № 1190

 Татьяна Хаванова, учитель химии, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

«Наш театр был создан семь лет назад по инициативе старшеклассников. Сначала их было совсем немного, всего 12 человек. Мы начали с серьезных постановок на военную тему. После того, как мы показали первые спектакли школьникам, их родителям и жителям микрорайона, в театр стали приходить ребята разного возраста. Родители просили, чтобы мы взяли их детей в театр. В 2019 году мы приняли решение открыть группы и для маленьких ребят. Сейчас в нашем театре семь разновозрастных групп», — рассказала Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

«Мы стараемся подбирать такие произведения, которые интересны и понятны нашим детям. И самое главное — стали ставить детей разного возраста играть в спектаклях. Маленькие учатся у больших, а большие, как ни странно, тоже учатся у маленьких, и это создает семейную дружескую обстановку. Малышам легче привыкнуть к обстановке, что-то показывать, делать, репетировать, тренироваться, потому что они видят, каких достижений достигли взрослые ребята, и стремятся к тому же. Старшеклассники проявляют заботу и внимание о малышах, помогают им, учат, рассказывают свои театральные секреты, и получаются очень интересные спектакли», — поделилась Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

«Как только проект “Содружество школьных театров” появился три года назад, мы сразу же вступили в него. Это достаточно интересный проект. Он объединил все школьные театры Москвы. Теперь мы общаемся с коллегами, у нас есть чаты, мы делимся и спектаклями, у нас создан банк сценариев. Это очень помогает. Мы делимся костюмами, музыкой, информацией о том, как работать со светом. Не все руководители школьных театров — профессионалы. Зачастую это школьные учителя, педагоги допобразования, поэтому очень важно обмениваться опытом друг с другом. Также у нас есть ежегодные выезды, где мы встречаемся, общаемся, учимся у профессиональных артистов и режиссеров. Это тоже объединяет. И самое главное, в этом году мы проводили свой фестиваль “Театральный звездопад” и пригласили коллег с их театрами поучиться друг у друга и выступить на нашей сцене. У нас было много гостей, мы показывали друг другу спектакли, рассказывали, как готовились к ним. Это помогает учиться и развиваться», — отметила Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

«Когда я узнала о том, что наконец-то обратили внимание на школьные театры, я была очень рада. Театром я занимаюсь очень давно, больше 20 лет. И очень тяжело было и с костюмами, и с декорациями, и со спектаклями. Когда сейчас есть такая поддержка от города, и администрация школы, соответственно, нам очень сильно помогает, работаешь в удовольствие, чувствуешь, что твоя работа кому-то нужна. А работа у нас очень важная, потому что я считаю, что театром можно воспитать даже самого большого хулигана», — поделилась Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

«Даже сами ребята говорят, что им стало легче на уроках, когда они начали заниматься в театре. Они не боятся, они умеют говорить и могут выкрутиться из любой ситуации. Даже если вдруг не знают материал, они могут сориентироваться и рассказать, потому что у них грамотно поставленная речь, есть умение находить выход в критической ситуации. Это очень помогает им в учебе. У них улучшается память, и ребята сами замечают, как начинают успешнее учиться», — добавила Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

Злата Ким, ученица 11-го класса школы № 1190

«Театр для меня — это то место, где можно позабыть обо всех своих проблемах и получать удовольствие от того, что ты видишь из зрительного зала или делаешь на сцене. Я записалась в школьный театр чисто случайно. Очень давно, семь лет назад, наш руководитель объявила о наборе в театральную студию. Я решила попробовать, и так получилось, что театр стал неотъемлемой частью моей жизни. Здесь я развиваю коммуникабельность, учусь взаимодействовать с людьми, и, самое главное, прислушиваться к ним», — рассказала ученица 11-го класса школы № 1190 Злата Ким.

«“Содружество школьных театров” позволяет театрам друг с другом взаимодействовать, потому что театр — это прежде всего коллектив. Он должен быть дружным, и никаких конфликтов возникать не должно. А государство этому очень сильно помогло», — поделилась ученица 11-го класса школы № 1190 Злата Ким.

«Театр очень помогает мне в повседневной жизни. Если бы не он, я бы не могла так свободно общаться с теми, кто меня окружает, стеснялась бы знакомиться с новыми людьми и в принципе выражать свое мнение. Театр уже настолько сильно запал мне в душу, что я решила связать с ним свое будущее. Я хочу поступить в театральный вуз. Надеюсь, что все-таки смогу воплотить свою мечту», — сказала ученица 11-го класса школы № 1190 Злата Ким.

«Тренировка памяти, когда учишь текст в театре, — это дело времени. Поначалу может быть сложно. А потом с каждым разом легче. Все-таки в театре мы проходим тренинги для этого. За день до выступления дома я сажаю маму перед собой, даю ей в руки текст и говорю, чтобы она читала за других персонажей, а я за себя. Перед выходом на сцену я всегда успокаиваю себя что это просто выступление, ничего такого сверхъестественного в этом нет. И мне правда становится легче», — добавила ученица 11-го класса школы № 1190 Злата Ким.

Арсений Гайкович, ученик 10-го класса школы № 1190

«Сегодня к нам приезжал актер Дмитрий Бикбаев, который рассказывал, как передать информацию зрителю через голос и визуальный контакт. Мне очень понравилось», — поделился ученик 10-го класса школы № 1190 Арсений Гайкович.

«В этом учебном году я решил вступить в школьный театр, потому что мне очень нравится выражать свои эмоции. В театре я научился делать это лучше, как-то более красочнее. И общаться с людьми стало легче. “Содружество школьных театров” для меня — это передача опыта друг другу. Это просто прекрасно. Изначально я воспринимал театр как хобби, но если у меня и дальше будет хорошо получаться, думаю, стану актером», — отметил ученик 10-го класса школы № 1190 Арсений Гайкович.

«В новой школе нам помогает вообще все оборудование, которое нас окружает. Стало еще больше счета, камеры могут показать наши ошибки, если они будут. Звукозапись тоже прекрасная. Школа изменилась кардинально. Поменялось вообще все. Сама сцена стала просторнее и, по-моему, выглядит намного лучше и красочнее. Прямо приятно смотреть», — добавил ученик 10-го класса школы № 1190 Арсений Гайкович.

Ангелина Качаровская, ученица седьмого класса школы № 1190

«Мне очень понравился мастер-класс. Я поняла, что нужно слушать тех, с кем ты работаешь, и понимать, что они чувствуют. Нужно следить, как ты двигаешься, как ты говоришь», — рассказала ученица седьмого класса школы № 1190 Ангелина Качаровская.

«Я решила прийти в школьный театр, потому что моя подруга, которая занималась там, рассказывала очень много интересных историй. Она говорила, что там очень весело, что ребята ездят выступать в другие театры и школы. Меня привлекла эта возможность, мне стало тоже очень интересно. Я хотела поучаствовать в этом, познакомиться с новыми людьми, открыть для себя новые возможности. В будущем я хочу стать кондитером и заниматься театром как хобби. Чтобы играть в театре, нужно воображение. Я думаю, что в профессии мне это тоже поможет», — поделилась ученица седьмого класса школы № 1190 Ангелина Качаровская.

«У нас в школе появились новые отличные микрофоны — головные в том числе. Свет, дым-машина, — это все придает особенные эффекты нашим сказкам. Детей прямо завораживает. В новой школе мы можем больше контактировать с теми, кто сидит в зале. В старой школе мы просто выступали на сцене, а здесь стало так много места, что можно больше взаимодействовать со зрительным залом», — сказала ученица седьмого класса школы № 1190 Ангелина Качаровская.

Анаит Арутюнян, ученица 11-го класса школы № 1190

«Я очень долго наблюдала за тем, как выступает театральная группа. Мне было очень интересно, но я боялась, хоть и с детства мечтала играть на сцене. В 10 классе я наконец решилась пойти в театральную студию — ей управляла наша классная руководительница. Театр для меня — это место, где я могу показать себя настоящую. Очень важно, что город дает возможность принимать участие в театральных мероприятиях и поощряет мастерство», — рассказала ученица 11-го класса школы № 1190 Анаит Арутюнян.

«Я помню первую постановку, в которой я участвовала. Меня очень сильно переполняли эмоции. Я боялась, что перепутаю слова, выйду не там, где надо, но уже на сцене, когда я начала свою игру, я поняла: либо сейчас, либо никогда», — рассказала ученица 11-го класса школы № 1190 Анаит Арутюнян.

«Я думаю, что судьба сложится так, что я поступлю в педагогический, но я считаю, что косвенно школа связана с театром, и, как сказал мой педагог, школа — это тоже театр, где учителя играют главную роль. Театр позволяет развить навыки коммуникации, умение говорить, слушать других и спокойно относиться к критике», — отметила ученица 11-го класса школы № 1190 Анаит Арутюнян.

 

Рекомендации