В феврале исполняется 145 лет со дня рождения художника Казимира Малевича. Его «Черный квадрат» до сих пор вызывает бурные эмоции — от восторга и почитания до категорического неприятия.
Скандальная картина появилась на футуристической выставке в 1915 году. Рядом висели «Черный круг», «Черный крест» и другие абстрактные композиции из геометрических фигур. Свой стиль Малевич назвал супрематизмом. Он объяснял неискушенным, что прямоугольники, квадраты, круги и прямые линии — первооснова всех форм. А значит, только их и следует изображать живописцу; все прочее — от лукавого. Важнейшим средством выразительности становится цвет. Свое квадратное детище автор скромно называл «лицом новой живописи» и даже «царственным младенцем».
Публика, тогда еще не приученная к художественной зауми, была порядком шокирована. Одни посетители пожимали плечами, другие иронизировали, третьи плевались. Художник и критик Александр Бенуа назвал «Квадрат» чудовищным кощунством. Так, мол, самоутверждается мерзость запустения, которая «через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Злые языки вспоминали, что еще недавно Малевич работал чертежником.
Вот откуда, дескать, взялась его геометрия! Часто говорят, что своим «Черным квадратом» Малевич убил живопись. Это преувеличение, и весьма значительное. Но надо признать, что художник достиг предела упрощения, конечной станции на этом пути.
Принято считать, что наша страна внесла два вклада в мировое изобразительное искусство: иконопись и русский авангард, одним из столпов которого является Казимир Малевич. Однако же редкий обыватель разделяет восторги специалистов. Малевича все знают, но мало кто любит. Залы с абстракционистами обычно пустуют.
Страшно далека эта живопись от народа! Зато с каким восторгом все обсуждали слух, будто бы в Третьяковке «Черный квадрат» висит вверх тормашками! А ведь это может оказаться правдой. В инфракрасных лучах на белом поле вверху картины видна сделанная карандашом надпись. Буквы при этом перевернуты. И приходит мысль, что картину повесили неправильно. Но ни подтвердить ее, ни опровергнуть пока не удается.
Зато доподлинно известно, что стороны этого замечательного квадрата разной длины. Строго говоря, перед нами трапеция. Специалисты уверяют, что с помощью такого приема художник сделал свой квадрат живым. Он чуть ли не дышит! Каждый сам решит, соглашаться ли с этой интерпретацией. Прелесть абстрактного искусства в том, что оно допускает любые толкования. Вплоть до уничижительного: «Да мой ребенок за пять минут такое нарисует!»
Да, повторить черный квадрат действительно нетрудно. Дьявольски трудно было его придумать, стать первым. А еще пусть эти критики попробуют продать мазню своего чада хоть за копейку. А «Супрематическая композиция» Малевича как-то ушла за 85 миллионов американских нерублей. Но самое удивительное не это. В конце жизни Казимир Северинович оставил свой супрематизм и вернулся к фигуративной живописи. Он так и не смог ее убить — даже в себе самом.
ЦИТАТА
Надежда Удальцова, художник-авангардист:
— Малевич страстно верил в то, что выдумывал. <…> Мне всегда казалось, что в его вещах выдумка переходит органически в какой-то творческий момент, в нечто образное. Вот он выдумал тогда свой квадрат. Наверно, это был момент какой-то гениальности. Когда Малевич приходил, он всегда приходил с новой идеей. Человек он был деловой, но не хитрый. Вернее, все его хитрости были на виду, и в конце концов его часто надували на деловой почве. С Татлиным они не дружили, но когда Малевича не стало, — Татлин плакал.