В апреле этого года, 19 числа, исполняется 120 лет со дня рождения писателя Вениамина Каверина. Говорят, репутация переживает своего хозяина. По всему это и правда так: «следы», оставленные человеком, видимы и через много лет после его ухода. Вениамин Каверин выделяется из когорты российских и советских писателей тем, что даже в этом сложном, творческом, но полном интриг сообществе он сохранил о себе самую добрую и светлую память.
Родился будущий писатель в Пскове, в многодетной семье капельмейстера Абеля Зильбера и Анны Дессон, хозяйки музыкальных магазинчиков. Он вспоминал семью как «не дружную, но любящую», в которой детям с ранних лет прививали интерес к культуре: мать, выпускница консерватории, делала все, чтобы привезти в провинцию лучших артистов и музыкантов.
Еще в детстве кумиром будущего писателя стал Юрий Тынянов — прекрасный прозаик и драматург. Женившись на старшей дочери Зильберов, он первым определил, что у Вени есть дар, причем не поэтический, а именно прозаический. По совету Тынянова Веня поступил в московский университет, а затем перевелся в Петербург, где стал студентом Института восточных языков.
Там и началось его литературное взросление. Впечатлившись образом пушкинского гусара-дуэлянта Петра Каверина, который встречается в «Евгении Онегине» под своим именем, писатель взял его фамилию как псевдоним. С «прототипом» его роднили открытость, порядочность и воля.
Первое опубликованное Кавериным произведение, рассказ «Одиннадцатая аксиома», было высоко оценено Максимом Горьким.
Каверин написал массу произведений, в том числе чудесных сказок, но в историю вошел как создатель культовой книги «Два капитана». «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — эти слова из романа стали девизом жизни для тысяч советских мальчишек, мечтавших быть похожими на Саню Григорьева. Прославила его и трилогия «Открытая книга» — об ученых, непростой жизни и любви.
Поразительно, но Вениамин Каверин прожил жизнь, не запачкав «мундир» ни единым пятнышком: он не участвовал в травле Зощенко и Ахматовой, а позже — Пастернака, сделал все для возвращения в литературу имен Булгакова и Тынянова, защищал Солженицына. Последними его произведениями стали «Эпилог», в котором он критиковал писателей, слишком рьяно служивших системе, и книга о Юрии Тынянове.
Автор «Двух капитанов» умер 2 мая 1989 года. Его великая книга написана о другом времени, но и сегодня прочтется на одном дыхании. И это — лучшая память для писателя.