Всемирно известный русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин / Фото: ТАСС

«Царь-бас» начала века: путь оперного певца Федора Шаляпина

  • Александра Ерошенко
  • 7.04.2025

Федор Шаляпин мощнейшим баритоном, кажется, сделал невероятное — высокие традиции оперного пения он объединил с подлинно народной традицией, выразив тем самым русскую душу. Звучит это, может быть, и пафосно — но как еще объяснить сумасшедшую мировую популярность казанского великана, истинного самородка, не получившего системного музыкального образования, но впитавшего в себя культуру всей страны, во всем ее разнообразии и противоречивости. Будущий «царь-бас», как прозвали его современники за удивительный переливчатый тембр, родился в селе под Казанью 1 февраля 1873 года. С детства он пел в церковном хоре, любил рисовать, но, как добродетельный сын патриархального семейства, окончил училище и поступил на службу писцом. Страсть к искусству казалась просто увлечением — по вечерам юноша выходил на сцену статистом. Он понял, что место его именно там, а не за кулисами и отправился в путь с кочевыми труппами, которых тогда множество странствовало по Российской империи. Жизнь артиста балаганного театра сложно назвать завидной — чтобы прокормиться, парень брался за любую работу, подрабатывал грузчиком и переходил из труппы в труппу по приглашениям оборотистых антрепренеров.

Судьба привела его в Санкт-Петербург, где он пел в частных труппах. Талантливого богатыря быстро заметили критики и публика. В 22 года он уже блистал на сцене Мариинского театра в роли Мефистофеля в опере «Фауст».

Московский меценат Савва Мамонтов уговорил его из столицы уехать в Первопрестольную, петь в его Частной русской опере. Это было особое предложение — тонко чувствующий искусство промышленник объединил в своем имении Абрамцево творческую интеллигенцию, самых ярких композиторов и художников. Оттуда и берет свое начало его театр, где декорации к спектаклям создавал Михаил Врубель, а репертуар был больше русский, нежели европейский. Шаляпин служил там четыре сезона и говорил, что именно здесь он сформировался как артист, раскрыл и развил свой дар, выработал особую манеру исполнения, которую вскоре признают не только на родине, но и во всем мире. Именно в этот период и рождается расхожая шутка, что в Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин. Из Частной оперы певец перейдет в Большой театр, а в 1901 году покорит итальянскую публику, выступив в главном оперном театре «Ла Скала».

Мировая слава не вскружила голову солисту — он остался русским до глубины души, остро чувствовал несправедливость. Выходец из народа, его беды Шаляпин принимал близко к сердцу и потому горячо поддерживал рабочих в революции 1905 года — его выступления с неизменной «Дубинушкой» превращались в политические демонстрации. Он помогал и средствами, но свою благотворительность никогда не афишировал. Как и в Первую мировую войну, когда на свои деньги открывал госпитали. После революции Шаляпин остался в Санкт-Петербурге, стал художественным руководителем Мариинки и первым удостоился звания народного артиста. Но роман с властью продлился недолго — Шаляпина мучили постоянными обысками и подозрениями. Поначалу его это даже забавляло, а потом он просто устал от бесконечных обвинений и сплетен и, уехав на гастроли, уже не вернулся. С дистанции в сто лет становится очевидным и то, что барин из крестьян, укорененный в национальной традиции, просто не мог стать попутчиком власти, которая тогда стремилась создать нового, советского человека и сбросить все ненужное с парохода современности. День памяти Федора Шаляпина отмечается 12 апреля.

ЦИТАТА

Михаил Брызгалов, директор Музея музыки:

— Все началось, когда Федор Шаляпин в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова впервые исполнил роль Бориса Годунова. Ему было всего 25, у него даже не было полноценного музыкального образования, но уже тогда он понимал, что существующие оперные традиции не позволяют выразительно представить такие яркие образы, как, например, Борис Годунов Мусоргского. Шаляпин соединял в исполнении мастерство оперного певца и талант драматического актера. Его герои были настолько яркими, что никому из его современников, да и никому после, не удалось этого повторить, а уж тем более превзойти.

Рекомендации