Фото: Учитель истории ГБОУ Школа №1504 Станислав Лавров

Детей воспитывают семья и школа

  • Мария Соловьева
  • 19.12.2022

Москва — город многонациональный. Однако, по мнению столичных властей, на каком бы языке семья ни говорила, каких бы традиций ни придерживалась, воспитание детей, школьников и студентов должно основываться на любви к России, уважении к общенациональным культурным ценностям нашей страны. Патриотическое воспитание юного поколения — вопрос важный и ответственный. О том, как оно организовано в школе, рассказал заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев.

— С этого года в школах появились новые традиции, например, торжественное поднятие флага, исполнение гимна, «Разговоры о важном». Что это даст школьникам?

— Система столичного образования всегда имела воспитательную составляющую, но сейчас ее элементы стали более заметны. В Москве такому направлению, как патриотическое воспитание, в последние годы уделяется особое внимание. Поднятие флага и исполнение гимна — это новая традиция, проявление уважения к нашей общей истории, стране и школе. Кроме того, церемония поднятия флага сопровождается блоком информации о значимых событиях и памятных датах на предстоящую неделю. А занятия «Разговоры о важном» — это важный курс, который направлен на развитие у школьников ценностного отношения к своей родине. Эти занятия значимы в первую очередь для самих детей, так как у них есть возможность не просто обсудить какую-то тему, но и высказать собственное мнение.

Учителя обсуждают с ребятами историю России, культуру страны, развитие технического прогресса и важность сохранения природы. О чем педагоги могут говорить во время «Разговоров о важном», зависит от ближайшей знаменательной даты. Есть единый календарь, который утвержден Министерством просвещения РФ и направлен во все образовательные организации. Календарь не случаен, он связан с понятными и привычными событиями: началом учебного года, Днем учителя, значимыми государственными праздниками или юбилеем видного общественного деятеля… К этим событиям и приурочены все темы занятий. Это именно занятия, а не классный час. Например, юбилей Циолковского — это повод поговорить о роли личности в истории, об изучении космоса и становлении индустрии этой научной сферы и космическом производстве, это возможность поразмышлять о том, как посвятить себя мечте и добиться впечатляющих результатов.

— Насколько сами учителя готовы к подаче такой информации?

— В столице около 40 тысяч учителей являются классными руководителями. Это люди, имеющие разный опыт. Кто-то совсем молодой, кто-то имеет колоссальный жизненный и рабочий опыт. Но при подготовке беседы с учениками очень важно, чтобы классный руководитель умел выстроить доверительные отношения и организовать уважительный разговор со школьниками. В помощь педагогам разработаны сценарии рекомендованных уроков, подобраны материалы, презентации, сделаны видеоролики, есть методические рекомендации. Весь дидактический комплект предоставлен в распоряжение школы.

— Конечно, школа и учит, и воспитывает ребенка. Но в его воспитании большую роль играет и семья. Как сделать так, чтобы не получилось в этом диссонанса?

— Родители — полноправные участники образовательного процесса. У семьи есть приоритет в вопросах воспитания ребенка. Но учительское сообщество, как особая часть общества, в котором мы живем, должно взять на себя такую непростую задачу, как формирование диалога поколений. И вести разговор не только с учениками, но и с родителями, чтобы выработать единую конструктивную позицию, направленную на поиск единого подхода к процессу воспитания подрастающего поколения. Доверие и искренность — составляющие, без которых не может обойтись воспитательный процесс в современной школе.

Рекомендации