Андрей Лукутин, старший методист Московского городского методического центра

Дети станут больше читать благодаря новому уроку

  • Андрей Лукутин, президент клуба «Учитель года» города Москвы
  • 17.05.2021

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила начать обучать истории в младших классах, введя предмет «Моя Россия». «Весьма странной, например, выглядит ситуация, когда историю Великой Отечественной войны дети впервые изучают только в старших классах», — пояснила парламентарий. Но поймут ли дети новый предмет? Что по этому поводу думают эксперты?

Очень хорошая и легко осуществимая идея. Уже сейчас в начальной школе есть предмет «Окружающий мир», в рамках которого учителя рассказывают и об истории в том числе — в понятных детям терминах.

Больше того: есть немало случаев, когда учителя истории «спускаются» в младшую школу и рассказывают детям чтото интересное в рамках своего предмета. Конечно, в доступной ребятам форме. Но надо идти дальше. Я думаю, что имеет смысл разработать и курс истории, рассчитанный на детей 2–4-х классов, которые уже научились читать.

Вспомните, в советской школе для учеников четвертых классов был разработан курс «Рассказы по истории отечества». Там было 34 параграфа, каждый из которых повествовал о каких-то значимых датах.

Например, о Ледовом побоище или Куликовской битве, о правлении Ивана Грозного или Петра I. Прекрасный учебник, в котором все было понятно изложено. Почему бы такой же не написать и для современной начальной школы? Кстати, предмет «Моя Россия» можно сделать еще и интерактивным — чтобы учитель показывал какие-то ролики, движущиеся картинки, а дети могли попутно сами искать информацию в интернете — благо практически все это умеют и с удовольствием делают. К тому же дети благодаря новому предмету будут больше читать, а значит, развивать столь необходимые в дальнейшем навыки чтения.

Плюс в рамках предмета можно делать какие-то аппликации, поделки, можно лепить, рисовать — в общем, развивать ребенка всесторонне.

Ведь сегодня — тут Яровая права — получается парадоксальная ситуация. Некоторые ребята приходят в шестой класс и с удивлением узнают, что был, оказывается, такой Александр Невский, который защитил страну от немецкого нашествия. А до своих 12– 13 лет они и понятия об этом не имели! Конечно, это странно, и ситуацию необходимо исправлять. Узнавать важнейшие факты из истории своего народа необходимо значительно раньше — лет с восьми.

Рекомендации