Фото: unsplash.com

Детский мат

  • 5.03.2018

На родительских форумах — новая дискуссия. В Приморье на уроке литературы школьница прочитала стихотворение Маяковского, содержащее нецензурную лексику. Закрывать глаза на проблему — самое простое. Но так или иначе дети слышат эти слова, находясь на улице, в общественном транспорте. Могут даже употреблять в общении между собой. Некоторые эксперты считают, что в школах нужно провести урок по табуированной лексике. Ведь когда табу снимается, исчезает и флер привлекательности запретного действа. Другие — против, считая, что эту тему не стоит поднимать в школе.


Детям нужно объяснить, что это часть языковой культуры

Кирилл Разлогов, культуролог

ЗА

Одна моя знакомая — внучка великого Константина Станиславского — однажды провела со своим ребенком ознакомительное занятие. Услышав, что он матерится, она нарисовала и разложила на полу картинки, на которых было изображено то, о чем он говорит.

В шоке был даже ее муж. Этим примером я хочу сказать, что говорить с детьми о мате нужно и что делать это должны прежде всего в семье. Другой вопрос — насколько к этому готовы сами родители.

Что касается школ, то и здесь необходима работа. Учителя русского языка и литературы, на мой взгляд, должны объяснить три вещи. Первая — откуда взялись матерные слова, что они означают. Как это ни странно звучит, но ребенок должен понимать матерный язык, если слышит какие-то забористые выражения на улице. Второе — мат является частью художественной литературы. Его и Пушкин использовал, и Маяковский, не говоря уже о Баркове с его «срамными одами». Третье — мат нежелательно использовать в быту, это очень экспрессивная лексика. Возможно, она и допустима, но не как фигура речи, а как выражение наиболее сильных эмоций. Попросту говоря, детям должны объяснить, когда ругаться матом допустимо, хотя и крайне нежелательно, а когда нельзя.

Ведь проблема не в мате как таковом — он был, есть и будет, причем у всех народов.

Проблема в том, что из редко употребляемой экспрессивной лексики он становится лексикой обыденной — когда матом уже не ругаются, а на нем просто разговаривают.

Вот учителя и должны объяснить, что разговаривать матом — это никуда не годится.

А вот как донести все эти тезисы до детей — большой вопрос. И эту задачу сначала должны решать не учителя, а вузовское сообщество. То есть люди, которые учителей русского языка и литературы готовят. Сначала пусть объяснят им, потом дадут методические рекомендации по освещению темы мата в школьной программе. Иначе может получиться, что каждый педагог попробует провести урок самостоятельно, и что из этого получится — можно только догадываться. Ведь педагоги — люди разные, да и квалификация их серьезно отличается.

Вообще, на мой взгляд, мат — часть языковой культуры и культуры в целом. Сейчас его запрещают использовать в кино и на телевидении, что, как мне кажется, неверно.

Против этого запрета выступают многие кинорежиссеры, в том числе такие известные и уважаемые, как Карен Шахназаров. Но этих людей мало кто слышит. В общем, я считаю, тему мата нужно не замалчивать, не прятать в чулан — это совершенно бесполезно. Точнее даже вредно.

Тему мата нужно обсуждать, снимая с нее для детей флер запретности, а значит и лишая их желания вкусить запретный плод.


Учитесь выражать свои мысли, не используя брань

Ольга Полякова, учитель русского языка и литературы

ПРОТИВ

Проблема детского мата очень актуальна. Достаточно почитать переписку в соцсетях или послушать, как ребята общаются между собой. Одна из причин такой ситуации — у детей в силу возраста не очень большой словарный запас. К тому же многие не умеют выражать обуревающие их мысли и чувства. Поэтому когда им нужно донести до сверстников свое мнение, скажем, о компьютерной игре, новом фильме или какой-то жизненной ситуа ции, — они просто матерятся и, уверяю вас, отлично друг друга понимают! Почему такая ситуация складывается? А потому, что дети часто слышат мат дома, от родителей. Поэтому вести беседы нужно не со школьниками, а со взрослыми. Объяснять им, что мат — показатель низкой культуры и неуважения к самому себе. Ведь если человек себя уважает, если он осознан, то вряд ли будет материться, особенно при детях. Так что пытаться отучить детей от мата в рамках школы не представляется мне возможным. К тому же тогда придется переписывать законодательство. Ведь сейчас мат не может использоваться, например, в книгах и программах телевидения, предназначенных для лиц моложе 18 лет.

Как же тогда он может звучать на уроках? Еще меня, как педагога, интересует, кто будет проводить уроки, посвященные мату? Есть ли в школах преподаватели, которые хорошо разбираются в предмете? Не в том смысле, что активно ругаются, а в том, что знают, откуда мат пошел, почему используется, когда и как применялся в художественной литературе. Где нецензурная брань в ткани литературного произведения уместна, а где она призвана лишь скандализировать читателя и заставить говорить об авторе, а следовательно — и покупать книги. Ну хотя бы для того, чтобы узнать — где и как именно он в тексте в очередной раз загнул. Думаю, что даже вузовские преподаватели, профессиональные филологи, как правило, не очень разбираются в этой теме.

Помню, когда я училась на филологическом факультете вуза, один из преподавателей на лекции упомянул о мате в литературе, и мы все — студенты — были в шоке. Хотя, повторю, уже учились в вузе и изучали русский язык и литературу. А как к этому разговору отнесутся дети? Реакция непредсказуема. Сможет ли учитель управлять ситуацией? Если проанализировать эпизод в приморской школе, то можно сказать, что учительница, при которой читали матерное стихотворение Маяковского, тут же вышла из зоны комфорта. Попросту говоря, она растерялась. И реакцией был смех.

Я не хочу ее ни осуждать, ни оправдывать. Но для меня, как педагога, очевидно — с ситуацией она справиться не смогла. Это я к тому, что совершенно неясно, как будут говорить о матерной ругани другие учителя.

 

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации