Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук

Хватит винтиков, нужны творцы

  • Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук
  • 4.04.2022

Я преподавал в вузе и в советское время, и после того, как ввели Болонскую систему. И, сравнивая, скажу — в СССР высшее образование было лучше.

Ведь что такое Болонская система? Это попытка сделать высшее образование более доступным при явном снижении его качества. Болонская система кует винтики: это когда выпускник вуза может успешно работать только в рамках заданной технологической карты. Ему сказали делать это, это и это. Вот он и делает — четко, правильно, эффективно. Но как только он сталкивается с необходимостью сделать что-то новое, сделать какой-то нестандартный ход, он пасует.

Почему в СССР было так много изобретателей? Потому что высшее образование воспитывало в студентах творческое начало. Он мог посмотреть на знакомый предмет под новым углом, что-то выдумать. Нынешний студент на это не способен. Почему? Потому что еще в школе он не столько учился, сколько готовился к ЕГЭ, сдавая который нужно быть не умным, а усидчивым: зазубрил, запомнил, сдал.

Затем, уже в вузе, он тоже не решал творческих задач. Вот я, например, преподаю магистрам, т. е. людям, отучившимся в вузе четыре года. Иногда я прошу студентов написать по моим лекциям эссе — изложить материал своими словами. Это просто беда! Примерно 70 процентов магистров (!) не могут внятно выразить свои мысли! Кстати, после стажировки в западных вузах эта способность еще больше снижается. Сейчас даже Запад понял, что Болонская система работает плохо.

Она не способна вырастить специалистов, способных на прорывные решения. А ведь сейчас, когда человечество уперлось в технологический тупик, нужны именно прорывы! Стоит ли удивляться, что, например, в Силиконовой долине работают китайцы, японцы, индусы и кто угодно — потому что парни, закончившие самые престижные американские вузы, новые технологии изобрести не в состоянии. Их производят выходцы из стран, где система высшего образования совсем другая.

Рекомендации