В одной из петербургских школ разгорелся скандал. Девочку по имени Мальвина не допустили на торжественную линейку из-за необычной прически: волосы ученицы были выкрашены в синий цвет. И это далеко не единичный случай, когда ребенка не допускают на занятия из-за необычной стрижки, сережки в ухе или татуировки. Требования педагогов понятны. Но как быть с желанием ребенка проявить свою индивидуальность? Нужно ли вообще вводить требования к виду учеников? Об этом спорят эксперты.
Подросток должен видеть границы дозволенного
НАТАЛЬЯ ПАНФИЛОВА СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
ЗА
В подростковом возрасте ребенок ищет границы дозволенного, пытаясь нарушать правила. Зачем он это делает? А для того, чтобы эти границы ощутить и потом вписаться в социум адекватно. Поэтому, конечно, границы и рамки ребенку нужны, если родители хотят, чтобы он стал благополучным человеком и, скажем, не попал бы на дно жизни.
Мне кажется, родители должны научить подростка не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Школа — это учебное заведение, здесь должны соблюдаться определенный дресс-код и правила поведения. Поэтому и родители, и учителя должны объяснить ребенку, что синие волосы, короткие юбки, татуировки и прочие способы привлечь внимание здесь неуместны.
Я помню, была история со знаменитой Ломоносовской школой при МГУ, где учились и жили самые талантливые дети со всей России. Там тоже свои жесткие правила, в том числе по распорядку дня, которыми кто-то был недоволен.
Ну что же? Не нравятся порядки — найдите другую школу, их много.
Школа — это репетиция взрослой жизни. И в ходе этой репетиции ученик должен понять, что есть разные социальные пространства с разными правилами. То, что допустимо в отеле у моря, недопустимо в офисе. Не зря все туристы, выезжающие за рубеж, при покупке тура получают памятку — как допустимо себя вести в той или иной стране. Этими правилами можно возмущаться, над ними можно даже смеяться, но соблюдать их вам придется, иначе можно и за решетку попасть. Школа учит тому же: есть правила, и играть нужно по ним.
При этом, безусловно, правила должны быть четкими и понятными. В уставе школы необходимо подробно прописать все требования к внешнему виду учащихся. А потом всех детей и родителей с уставом ознакомить. Тогда игра будет честной. Если устав, например, запрещает короткие юбки, а про цвет волос ни слова не сказано, то выгонять за него — неправильно.
Внесите в устав — потом выгоняйте.
Запреты ничего не решают, нужно уметь переубеждать
АНТОН АЛЕКСЕЕВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № 1241
ПРОТИВ
Если девочку зовут Мальвина, то ей сам Бог велел ходить с синими волосами — чтобы все было как в сказке! А если серьезно, то есть Закон «Об образовании», в котором сказано: учебное заведение может самостоятельно принимать решение о введении школьной формы. Про остальные аспекты внешнего вида учеников — например, цвет волос — там ничего не сказано. Вместе с тем есть такой институт, как управляющий Совет школы, куда входят педагоги, ученики и их родители. Совет, в свою очередь, вправе ввести некоторые требования к внешнему виду школьников и внести их в устав школы. Но если никаких решений насчет внешнего вида не принято, то девочка имеет право ходить с волосами любого цвета.
Хоть с синими, хоть с красными, хоть с зелеными. Все, что не запрещено, — разрешено.
А как иначе? И в пирсинге я никакого криминала не вижу. Подросток пытается самоутвердиться. Если он считает, что для этого ему необходим пирсинг и родители не против, то пусть будет пирсинг, почему нет? Школа отвечает за безопасность ребенка, а с внешним видом пусть он определится сам.
Другой вопрос, что где-то эпатаж уместен, а где-то — нет.
Если, например, подросток надел в школу джинсы с огромной дырой на коленке, то педагог может с ним поговорить и объяснить, что здесь все-таки не ночной клуб, а учебное заведение, и логичнее поддерживать в одежде деловой стиль. Убедит, и ребенок потом оденется подругому — молодец. Но выгонять с уроков, приняв по этому поводу единоличное решение, — неправильно. Напомню, школа, согласно закону, во время занятий отвечает за ребенка. А если отправить его на улицу, то о какой ответственности тут вообще речь? В общем, мне кажется, что запреты мало что решают. Нужно не запрещать, а уметь переубеждать. И, кстати, быть готовым к тому, что в ходе дискуссии подросток сам убедит вас в своей правоте. Не нужно думать, что наши дети «ничего в жизни не понимают».
* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции