Site icon Пресса в образовании

Каким должен быть современный педагог?

Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сегодня не утихают споры вокруг попытки определить, каким именно должен быть современный педагог. Должен ли сохранять дистанцию между собой и школьниками, ограничиваясь на уроках изложением своего предмета, или же ему надо становиться «другом, товарищем и братом» для своих подопечных? На этот вопрос отвечают наши эксперты.

Сергей Комков, руководитель Всероссийского фонда образования:

— В первую очередь учитель должен быть квалифицированным педагогом. А не специалистом-предметником, на чем многие сегодня настаивают. Он должен знать основы педагогики, психологии и развития личности учащегося. Учитель обязан понимать, как поступить в той или иной ситуации по отношению к детям, их родителям и даже своим коллегам. Эту же мысль в свое время высказывал и Антон Семенович Макаренко, который говорил, что преподаватель — это в первую очередь воспитатель человеческих душ и только потом — учитель какого-либо предмета. Соответственно, сегодняшний педагог и его обучение — это особая задача, которую надо срочно решать, ведь современная система подготовки нуждается в серьезном пересмотре и модернизации. Необходимо не улучшать качество преподавания конкретных предметов, а повышать уровень педагогических знаний, которые позволят учителям разбираться в основах возрастной психологии их учеников.

Марина Аромштам, писатель, журналист, педагог:

— Учитель не может быть единообразным и таким, каким его кто-то хочет видеть. Он должен быть содержательным человеком, который думает о детях и знает свой предмет. А уж в какие формы это будет выливаться, не так уж и важно. Все очень индивидуально, и каждому нужно понимать, что его будет определять. Это все очень ситуативно и не в последнюю очередь зависит от того, какие дети сидят перед учителем и в чем они в данный момент больше нуждаются. Нужно оценивать, мотивированы ли ребята больше на получение знаний или же им не хватает обыкновенной человеческой теплоты и взрослых, которые бы помогли найти себя в жизни. Так что это не вопрос только к учителю, данная ситуация всегда обоюдна.

Даже в рамках одной школы педагог может вести себя с одним классом определенным образом, а с другим — диаметрально противоположным. Причем цепочка вполне может тянуться и до конкретного ребенка. Должна отметить, что, по моему мнению, делиться на какие-то партии в данном вопросе бессмысленно. Педагог в любом случае должен знать предмет, а уж сухо или эмоционально он его объясняет — значения не имеет. Главное — как ему лучше это удается. Некоторые рассказывают так сухо, что это уже превращается в искусство. Это все-таки умение — нанизывать факты или написать формулу. Замотивированный ребенок поймет, что ему показывают красоту, а тому, кому математика неинтересна, надо рассказывать о личностях математиков, как они отличались от других людей.

Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», прозаик:

—  Этот вопрос возникает всегда, во все времена и при любых обстоятельствах. Вот и сегодня данная тема актуальна как никогда. Если говорить о современных подходах, то, на мой взгляд, педагог должен не только обучать, но и сам учиться у детей. Ни для кого не секрет, что современные школьники часто в вопросах технологий и различных сервисов гораздо более подкованы, нежели преподаватели. В целом это вопрос достаточно глобальный. Преподаватели находятся в плену у определенных стандартов, требований, отчетов, проверки домашних заданий и заполнения электронных дневников.

Но лучшие педагоги — это в первую очередь творцы. Они создают новые смыслы и подходы к методам обучения, умеют заинтриговать и заинтересовать ребят, составляя конкуренцию гаджетам, в которых дети сидят даже на уроках. И такие креативные преподаватели это соревнование за умы выигрывают. В идеале нужны доверительные отношения, но естественно, что сверху это навязать не получится. Братские и товарищеские отношения между учителем и учеником — это скорее из разряда недостижимого идеала, но нужно всегда оставаться открытым и готовым услышать ребенка, чтобы быть способным помочь ему в трудной жизненной ситуации, если такая возникнет.

Варвара, певица:

—  Учителей можно вполне сравнить с артистами, так как им необходимо обратить на себя внимание аудитории, заставить людей слушать пусть не самый интересный для них предмет. Тут нужна определенная энергетика, симбиоз артистизма и профессионализма. Мой школьный учитель истории мог рассказать все так, что мы сидели с открытыми ртами, а любовь к предмету у меня осталась до сих пор. На мой взгляд, совершенно не обязательно, чтобы педагог свое внеурочное время посвящал ученикам. Это может быть нужно классному руководителю, а вот предметнику — нет. Но вот завлечь своим предметом, рассказать и доказать его пользу — именно это должны быть главные качества учителя.