Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Комфортно ли детям в школах?

  • 2.04.2018

В столичных школах прошел опрос, участники которого дали оценку образовательной среде по шкале SACERS. Школы, участвующие в исследовании, получили в среднем хорошие оценки, хотя, как выяснилось, детям не хватает пространства для уединения и коммуникации, мебели для комфорта (пуфов и диванчиков), мобильной и трансформируемой мебели и вдохновляющих пространств. Как же мы жили до сих пор без этого и действительно ли все это нужно нашим школам?


Комфорт помогает учиться с удовольствием

Эльмира Давыдова, кандидат психологических наук

ЗА

Время меняется, и требования к комфорту среды растут. Вспомните, москвичи в свое время жили то в бараках, то в коммуналках, потом хрущевка казалась нам раем, а теперь их сносят как морально устаревшее жилье. Степень комфорта наших офисов тоже растет постоянно. Если раньше задачей менеджера по персоналу было правильно мотивировать сотрудника на работу, то сейчас он должен позаботиться еще и о том, чтобы он прямо в офисе нормально отдохнул. Если на производстве созданы условия для восстановления сил, то сотрудники идут на него с удовольствием, работают, восстановив свои силы, куда эффективнее.

То же самое касается организации общественных пространств. Посмотрите, сколько в Москве за последние годы появилось новых комфортных парков, как преобразились старые, как изменились наши дворы: скамейки, дорожки, фонари, новые детские и спортивные площадки.

Город предназначен уже не только для зарабатывания денег, но и для отдыха, для жизни, для людей. Здесь хочется жить и получать от жизни удовольствие! В этой связи, разумеется, комфорт должен добраться и до школьных пространств. Ведь дети проводят здесь очень много часов почти каждый день. И, конечно, им должно быть комфортно. Ведь пока они сидят на подоконниках или ходят, как заключенные в тюремном дворике, потому что негде присесть, они испытывают чувство дискомфорта.

И напротив — удобная среда дает им чувство собственного достоинства. Администрация школы, расставляя, скажем, там и здесь мягкие кожаные диваны, демонстрирует: мы вас, ребята, уважаем. Мы понимаем, что вы устаете, и хотим, чтобы вы полноценно отдыхали, чтобы вам было здесь хорошо и хотелось в школу вернуться, потому что ваш комфорт тут ценят.

А еще, что очень важно, разнообразие внутренней среды расслабляет. Ученик, перемещаясь из класса или школьного коридора в какое-то новое, более удобное пространство, переключается. Он вроде бы в школе, а вроде бы и нет.

Вспомните, в офисе многие выходят в курилку или буфет не столько потому, что голодны или хотят курить, а потому, что есть возможность сменить обстановку.

Мне кажется, формирование комфортной среды в школе улучшит саму атмосферу учебного заведения. Сделает ее спокойнее и доброжелательнее. И, напротив, если школа продолжит напоминать тюрьму или казарму, то о какой атмосфере тут речь? И о каком желании приходить сюда? Такие школы, как правило, дети не любят и учатся здесь плохо.


Вместо творцов воспитываем грамотных потребителей

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук

ПРОТИВ

Стремление к гедонизму у человека в крови. Если посмотреть на историю начиная, скажем, с Древней Греции, то легко понять: люди только и думают, как бы покомфортнее устроиться в пространстве. Ничего плохого, конечно, в этом нет. Кроме одного — опасности отупения.

Человек так устроен, что он начинает думать, только столк нувшись с какими-то трудностями. Нет трудностей — нет мысли.

Что же происходит в современной школе? Раньше дети тратили тонны усилий, чтобы научиться писать. Они месяцами выводили все более и более сложные закорючки, потом буквы, слова, предложения — и мозг их развивался. Теперь же задача упрощается — нужно всего лишь попасть пальцем в букву на экране. Как такая практика скажется на развитии мозга, станет ясно только через дватри поколения.

При чем здесь пуфики? Современные дети ходят в школу не учиться, не решать какие-то задачи, преодолевая лень и вообще делая над собой усилия. Нет, они ходят в школу проводить время. Общаться. Обедать.

Бывший министр образования Андрей Фурсенко в свое время сказал: «Задача школы — вырастить грамотного потребителя». И это, скажу я вам, многих тогда напугало.

Что получается? Школа успешно растит потребителя, и он хочет удобных личных пространств и пуфиков! При этом мы забываем, что кто-то должен будет их делать. А кто, если все потребители? Комфортные школьные пространства — это очень хорошо. Но сначала, думаю, речь нужно вести о смене самой системы образования. В Советском Союзе она была Прусской. Суть ее в том, что ученику даются различные способы мышления — математический, исторический, филологический и так далее. И с помощью этих способов он пытается решать поставленные задачи. Теперь же мы перешли на Болонскую систему, формирующую не творцов, а исполнителей. Их задача — лишь выбрать решение из уже готовых вариантов. Единый госэкзамен — яркий тому пример. На вопросы «Зачем?» и «Почему?» современная школа не отвечает. Потому что «грамотного потребителя» эти вопросы не волнуют.

И пока мы не изменим этого подхода к образованию, чтобы снова формировать творцов (к слову, успехи советской науки тому отличный пример), ничего не изменится. Точнее, образование будет мигрировать от результата к процессу. Комфорт учеников — «грамотных потребителей» — будет значительно важнее их знаний.

 

* Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Рекомендации