Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи», 2015

Минпросвещения допустило введение робототехники в школьную программу

  • 15.10.2019

Минпросвещения допустило введение робототехники в школьную программу. Об этом рассказала замминистра просвещения России Марина Ракова. По ее словам, сегодня многие школы уже вводят робототехнику в свои методические программы. Нужен ли нашим школьникам новый урок? Об этом рассуждают эксперты.

Больше внимания уделять техническому творчеству

Дмитрий Зезюлин, председатель Международного инновационного клуба «Архимед».

Очень хорошая инициатива. И я бы ее даже расширил. Пусть робототехника станет частью нового предмета — «Техническое творчество». Сегодня — так получилось — Россия по использованию роботов на производстве занимает 65-е место в мире. Даже в военно-промышленном комплексе — нашей самой инновационной отрасли — новые разработки осуществляются лишь на 20 процентах предприятий. Одна из причин — не хватает квалифицированных кадров. Нет, изобретательство в России пока не умерло. Но оно как явление не развивается. Число выдаваемых патентов не растет. А все потому, что нас в детстве не учат творить. Уроки технологии в школах — это анекдот.

Техническое творчество там представлено сборкой конструкторов «Лего» или печатанием на 3D-принтерах. В Москве робототехника и вообще техническое творчество еще хоть как-то развиваются, а в региональных школах — это просто слезы.

Что нужно сделать? Прежде всего отменить уроки информатики. Нынешние школьники, родившиеся «с гаджетами в руках», разбираются в цифровой технике порой лучше самих преподавателей. А вот работать руками умеют плохо. У нас были уроки труда, где девочки учились шить, а мальчики осваивали токарный станок. Давайте все это вернем! А еще — вместо информатик будем детей не просто учить работать руками, но и создавать что-то принципиально новое. Не собирать фигурки из конструкторов — это уровень детского сада, а, например, делать беспилотники. Или совершенствовать те, что уже есть. Школьникам, поверьте, это вполне по силам. Даже моя младшая дочь — а ей 11 лет — постоянно что-то изобретает, и у нее хорошо получается.

Изобретательство в России должно стать массовым явлением. Только тогда мы сможем перейти от углеводородной экономики к высоким прорывным технологиям. По сути, это уже вопрос выживания нации в нашем сложном мире.

Конструировать роботов любят далеко не все

Валентин Бородин главный редактор журнала «Изобретатель и рационализатор».

Школьная программа сегодня настолько плотная, что ввести какой-то новый предмет можно лишь в одном случае — если сократить какой-то старый. Что сокращать будем? Математику, русский язык, физику? Плюс, не будем забывать, робототехника — увлечение специфическое. Далеко не всем ребятам эта тема интересна. Есть, например, гуманитарии. А есть технари, которые интересуются другими вещами. Например, созданием компьютерных программ. Зачем им роботы? Второй момент — а кто это преподавать будет? В российской школе практически нет таких специалистов. Их даже в крупных городах найти непросто. Чтобы разбираться в робототехнике, нужно как минимум очень хорошо освоить программирование, а потом еще и научить этому непростому делу детей — чтобы они могли создавать роботов.

Третий момент — материальная база. Конструирование роботов — это не оригами и не папье-маше. Это очень дорогой процесс. Я сомневаюсь, что школы способны его финансировать. Мне кажется, робототехника — дело важное, нужное и перспективное, но заниматься им следует в специальных технических кружках. Они есть. Во многих городах уже давно действуют так называемые ЦМИТы — Центры молодежного инновационного творчества, открытые на федеральные деньги. Посещать их можно бесплатно. Вот туда детям и нужно идти. Там есть квалифицированные сотрудники, обширные помещения, вся необходимая материальная база, которую в школе создать практически невозможно.

Если мы хотим развивать в России робототехнику, нужно открывать как можно больше бесплатных технических кружков. Ведь были же в СССР кружки судо- и авиамоделирования — даже в самых маленьких городах. Вот эту традицию и нужно поскорее возродить. С учетом, конечно, шагнувших далеко вперед технологий. А в школе пусть учат общеобразовательным предметам.

Рекомендации