Любые занятия в онлайн-формате требуют от обучающегося гораздо больше концентрации внимания и в два-три раза больше времени, чем при личном взаимодействии.
Людям, целенаправленно настроенным на получение именно «информации», будет достаточно и дистанционного режима. Однако в ситуации, когда надо «подтягивать» школьников по дисциплинам и предметам, лучше обучать вживую. Соответственно, тот же эффект, который мог бы достичь преподаватель с тем же учеником при дистанционном обучении, потребовал бы в три раза меньше времени с обеих сторон, а также финансовых вложений со стороны родителей. Однако есть причины, когда нет других вариантов, кроме онлайн-формата: здоровье ученика или настроенность родителей на определенного преподавателя.
Когда мы занимаемся в классе, у нас идет не только вербальная информация, но и невербальная, которая занимает 80 процентов информационного потока.
Существует потеря эмоционального ритма, тембр голоса меняется, и он не может достаточно значимо передаваться во время любого дистанционного взаимодействия. Полностью уходит жестикуляция, не так детально считывается мимика, отсутствует пространственное положение субъектов и многое другое. Тело человека многое сообщает, когда он реагирует на какую-то тематику или информацию.
При онлайн-формате учащиеся видят своеобразную вариацию головы профессора Доуэля из одноименного произведения Беляева. В конкретном случае они общаются с говорящей головой через картинку на плоском экране.
С точки зрения скорости и качества усвоения материала онлайн-занятия значительно проигрывают очным, но могут их заменить при некоторых условиях. Однако это гораздо лучше, чем заочное обучение, когда учащимся присылались материалы и они сами их осваивали.