Половина учащихся выпускных классов в Москве еще не определились с вузом или колледжем. Как решить эту проблему и помочь подросткам сделать выбор? Мы попросили наших экспертов поделиться своим мнением.
Ранняя профориентация возможна, но она не станет панацеей. Многие студенты, уже до учившись до четвертого курса, все еще не уверены, что сделали правильный выбор. Психотерапевт Андрей Курпатов говорит, что та часть лобной доли мозга, которая отвечает за восприятие будущего, возникает очень поздно: порой даже в 20 лет. И я с этим мнением согласен: когда ребенка 15 лет спрашивают о будущем, он начинает как бы играть со своим воображением, ему такое восприятие пока что недоступно. Бывает так, что желание пойти учиться на какую-либо специальность мотивируется в семье или благодаря педагогу, которым ребенок может вдохновиться. Но тут важно понимать, что это будет не самостоятельный выбор.
Есть несколько путей решения. Это может быть допобразование, где дети смогут раскрыть свои способности и понять, чем они хотят заниматься, причем тут важно прислушиваться к интересам ребенка. Это может быть так называемый gap year — год перерыва от учебы, когда подростки после школы не идут в вуз или колледж, а ищут работу и пробуют себя в разных местах. Считается, что такой опыт играет важную роль в восприятии жизни и дает толчок. Также может помочь волонтерство, которое сейчас становится возможностью для школьников делать то, что им близко.