Ольга Полякова, почетный работник общего образования РФ

Отличный способ сделать предмет ненавистным

  • Ольга Полякова, почетный работник общего образования РФ
  • 17.05.2021

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила начать обучать истории в младших классах, введя предмет «Моя Россия». «Весьма странной, например, выглядит ситуация, когда историю Великой Отечественной войны дети впервые изучают только в старших классах», — пояснила парламентарий. Но поймут ли дети новый предмет? Что по этому поводу думают эксперты?

Ирина Яровая не эксперт в области школьного образования и, на мой взгляд, просто не понимает, что именно предлагает.

А предлагает она, по сути, не рассказывать маленьким детям об истории России, а ввести новый предмет. Вот вам, дети, учебник, параграф такой-то, выучите его, это домашнее задание. Завтра буду вас спрашивать! Мотивирует ли такой подход детей узнавать историю своей страны? Лично я сильно в этом сомневаюсь. Мне кажется, об истории России в этом возрасте детям нужно рассказывать исподволь. Например, в учебнике чтения, где могут быть тексты культурно-исторической направленности. И эти тексты давали бы представление о том, что такое Россия, как она появилась, какие у нас традиции и почему они именно такие.

Иными словами, погружение ребенка в российский культурно-исторический контекст должно быть мягким, плавным, незаметным. Ведь ребенка в семилетнем возрасте не учат водить машину! Сначала ему объясняют, как вести себя на дороге, где переходить улицу. Потом — как кататься на самокате и велосипеде, чтобы не попасть под автомобиль и самому никого не сбить.

И только когда ребенок вырастет, переходят от простого к сложному — управлению транспортом. А «Моя Россия» — это сразу за руль. Ведь это целый школьный предмет! Не выучил урок — вот тебе двойка. А ребенок еще просто не готов учить. В нем, возможно, даже интерес к истории не проснулся, а от него уже чегото требуют. Я думаю, что если историю ввести в младших классах, это может ребенка от предмета просто отпугнуть.

И мы получим не детей, которые хорошо знают прошлое своей страны, как рассчитывает Ирина Яровая, а детей, которые ненавидят историю как предмет, потому что их с семи лет заставляют его учить.

Иными словами, эффект будет обратным ожидаемому — как это часто при разного рода новшествах случается. В общем, на мой взгляд, торопиться не стоит. Пусть дети подрастут, тогда уж историю и учат.

Всему свое время.

 

Рекомендации