Глава экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки Москвы Людмила Мясникова предложила отменить оценку домашнего задания. Эксперты поспорили в эфире «Вечерки-ТВ»
ЗА
Пусть выбирают школьники
Максим Гарин, учитель географии школы № 1529 имени А.С. Грибоедова:
— Предложение как минимум имеет право на жизнь. Потому что, во-первых, нагрузка на школьников в последние годы все возрастает и учить все в полном объеме просто физически очень сложно. Я как классный руководитель знаю случаи, когда ученики буквально днюют и ночуют за учебниками. Потому что родители требуют хороших оценок. Во-вторых, согласитесь, есть предметы, которые преподаются по 5–6 раз в неделю: русский язык, математика, английский в профильных школах. И плюс домашние задания. Без них, думаю, можно и обойтись. Ну или хотя бы не оценивать. Кто захочет — выполнит хорошо, кто не захочет — спустя рукава или вообще не выполнит. В-третьих, бывают случаи, когда преподаватели задают уроки по принципу «чтобы было». Положено — я и задаю, и не важно, есть в этом необходимость или нет. В этом случае оценка вообще теряет какой-то смысл. К тому же, как правило, выполнение задания толком и не проверяется. Или не проверяется совсем. Ну и, наконец, давайте признаем: в старших классах большинство учеников уже не столько получает знания, сколько готовится к ЕГЭ. Предметы, которые нужно сдать, они учат. Остальные — постольку-поскольку. Ну и какой, спрашивается, смысл, домашние задания проверять и оценивать? Тот, кто хочет, в любом случае будет делать уроки по выбранным предметам на совесть. А кто не хочет — спустя рукава. Оценки его не смотивируют.
ПРОТИВ
Оценка даст стимул заниматься активнее
Илона Ола, учитель английского языка школы №1239:
— Странная инициатива. В последнее время звучат голоса о том, что нужно отменить еще и сами домашние задания — причем с той еще формулировкой: они перегружают ребенка. Но домашние задания, вне сомнения, нужны и важны — во всяком случае при изучении английского языка: ведь необходимо заучивать новые слова, выражения и тексты. И, разумеется, необходима оценка ученика учителем — насколько хорошо он эту работу выполнил. Ведь если никакой оценки нет, то, согласитесь, теряет смысл вообще что-то делать! Зачем учить, если можно не учить и работать только на уроке? При этом оценка должна соответствовать работе, которую реально проделал ученик. Ведь что происходит, например, с английским языком? Тексты, которые нужно не выучить, а написать, сплошь и рядом составляют не сами ученики, а их родители. Или репетиторы. Потом ученик получает пятерки, а репетитор деньги за «хорошую» работу! Поэтому система оценки домашнего задания должна строиться таким образом, чтобы, во-первых, было ясно: задание выполнил сам ребенок. А во-вторых, чтобы получил он за это по объективным критериям, а не в зависимости от настроения учителя или его личного отношения к тому или иному ученику. Вот тогда оценка даст стимул более активно и, главное, более продуктивно заниматься. Отсутствие же оценки как таковой даст тот же эффект, что и отмена домашнего задания, — крайне отрицательный.