Site icon Пресса в образовании

Ректор МГУ негативно отнесся к решению SuperJob отказаться от графы «образование» в вакансии

Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Ректор МГУ Виктор Садовничий крайне негативно отнесся к решению крупнейшего портала по поиску работы SuperJob отказаться от графы «образование» в вакансии. Он отметил, что богатый опыт работы не заменит качественное фундаментальное образование.

ЗА

Диплом известного вуза станет козырем

Марат Яфизов, директор Департамента прямого поиска компании «Империя кадров»:

— Согласен с Виктором Садовничим. Сегодня на рынке труда диплом престижного вуза для выпускника — единственный козырь перед работодателем. Диплом и стажировки во время учебы. Пример: молодой человек хочет устроиться в Москве юристом. У него диплом Университета имени Кутафина (МГЮА) — лучшего, на мой взгляд, юридического вуза страны. А вот у второго диплом какого-нибудь юрфака провинциального вуза. Кого скорее примут на работу при прочих равных данных? Ответ, по-моему, очевиден. Есть специальности, где образование имеет принципиальнейшее значение. Вот, например, я недавно искал специалиста по строительству нефтегазовых объектов. Работодатель поставил условие: только профильное образование.

Подбирая кандидатов, я видел — есть опытнейшие, с 15-летним стажем, профессионалы. Да, у них нет профильного образования, но огромный опыт, согласитесь, вполне способен его заменить. И что же? Всех таких кандидатов работодатель отверг. И подобных историй немало. Примерно 60 процентов компаний интересуются не только опытом работы, но и тем, какой диплом у соискателя. Больше того: есть, например, фирмы, которые берут на работу исключительно выпускников отдельных факультетов Высшей школы экономики. И в 22–25 лет назначают им зарплату от 200 тысяч рублей и выше. Так что образование для работодателя пусть и не всегда, но значение имеет.

ПРОТИВ 

Сегодня нужнее конкретные навыки 

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— В советское время, когда практически в любом вузе давали хорошее базовое образование, диплом имел значение. Три года студенты больше сосредотачивались на теории, а два года был специалитет — учили конкретным навыкам конкретной профессии. А сейчас в высшем образовании действует так называемая Болонская система: четыре года бакалавриата и два магистратуры. И вот тут начинается самое забавное. Бакалавр — тоже специалист с высшим образованием. И тоже может трудоустраиваться. Но что он умеет? Да практически ничего. А в магистратуру сегодня можно поступить, отучившись четыре года вообще по другой специальности!

Ты можешь, например, окончить инженерный факультет, но потом в магистратуре два года учиться на психолога. И по диплому будешь психолог! И как преподаватель вуза скажу: такие казусы случаются сплошь и рядом. Так стоит ли удивляться, что работодатели уже не обращают внимания на диплом, потому что он не гарантирует ни глубоких знаний, ни уж тем более умений. А в отделах кадров задают главным образом один вопрос: что конкретно ты умеешь делать. И это справедливо, потому что знания должны быть конвертированы в навыки, иначе цена им невелика. Сегодня диплом, по большому счету, из «путевки в жизнь» превратился в предмет для украшения интерьера. Можно повесить и долго гордиться. Но для успешного трудоустройства нужны реальные навыки.