Site icon Пресса в образовании

Специалисты предложили увеличить часы на информатику в школах

Сегодня преподавание информатики, к сожалению, не соответствует ожиданиям ни учеников, ни их родителей, pixabay.com

Сегодня преподавание информатики, к сожалению, не соответствует ожиданиям ни учеников, ни их родителей, pixabay.com

В Институте развития интернета оценили проекты новых школьных образовательных стандартов и предложили увеличить часы на информатику. В частности, начинать преподавание этого предмета уже с пятого-шестого класса. Это позволит, как считают специалисты института, «не упустить самый продуктивный возраст для формирования алгоритмического мышления».

ЗА

Программист — самая перспективная профессия

Урван Парфентьев, координатор направления интернет-безопасности РОЦИТ:

— Идея хорошая. Сегодня, как правило, дети знакомятся с компьютером еще до того, как учатся читать и писать. К 5–6-му классу они, как правило, уже вполне готовы изучать кодинг — т.е. науку написания программ или программирования. Но есть вопросы. Первый — а зачем им эта наука? Ответ прост — чтобы быть успешными. Если, например, в 1990-х, чтобы «хорошо устроиться», молодые люди шли учиться на юриста или экономиста, то сейчас самая востребованная специальность в сфере умственного труда — IT-инженер. Дефицит этих специалистов огромен. В Европе, например, в ближайшие пять лет дефицит IT-специалистов будет составлять около 800 тысяч человек. Почему? Потому что компьютеризация продолжается, она нарастает. Нужны специалисты, которые способны в этой сфере работать.

А еще есть мнение, что программирование из сферы специального образования очень скоро будет перетекать в сферу базового. Скоро любой врач, инженер, учитель сможет, как считается, создавать индивидуальные компьютерные программы, которые помогут ему решать профессиональные задачи.

Второй вопрос — а как быть с цифровой гигиеной? Сегодня ребенок должен уметь не просто владеть цифровыми технологиями, но делать это правильно. Ведь в интернете есть такие же опасности, как и в офлайн-пространстве. Сегодня цифровой гигиене учат то на уроках ОБЖ, а то и вовсе на классных часах. И это, я считаю, неправильно. Обучать ей нужно как раз на уроках программирования. Более того — там же нужно обучать и цифровой этике, правильному поведению в интернете. Если кодинг и цифровую гигиену не преподавать параллельно, мы через несколько лет с удивлением поймем, что вырастили поколение хакеров!

Резюмируя, скажу, что программирование в 5–6-х классах вводить, конечно, необходимо. Это очень перспективные и нужные знания. Но вместе с ними нужно обучать и цифровой гигиене. Причем, возможно, начинать даже раньше.

ПРОТИВ

Давайте сначала как следует освоим математику

Илья Новокрещенов, начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы:  

— Начнем с того, что школьники сейчас и без того перегружены. Ввести новые уроки можно лишь одним способом — отменив какие-то из уже существующих. Интересно, какие?

Второй важный момент: сегодня преподавание информатики, к сожалению, не соответствует ожиданиям ни учеников, ни их родителей. Когда ребенок начинает изучать этот важный, без сомнения, предмет, он обычно думает, что сможет освоить какие-то новые технологии, стать продвинутым пользователем в мире компьютеров, но зачастую, давайте признаем, получает иногда скучные уроки. Он видит разницу между тем, что есть — новейшие модели смартфонов, приложения, интересные программы, компьютерные игры — и тем, что ему преподают на информатике. Как следствие — быстро теряет к предмету интерес. И вряд ли от того, что информатику начнут преподавать в пятом классе, что-то изменится.

Третье: далеко не все дети «технари». Есть и гуманитарии, которым информатика не интересна в принципе. А им фактически предлагают углубленное изучение предмета, причем с раннего возраста. Зачем? Если ребенок так интересуется информатикой, пусть посещает кружки робототехники или факультативные занятия по этому предмету — благо сейчас это возможно. Более того — в Москве сейчас создаются специализированные IT-классы. Ребенок может пойти учиться туда.

В общем, мне кажется, вместо информатики в пятом классе нужно сделать упор на качественное изучение математики. Чтобы прийти к успеху в программировании, дети должны сначала обрести математическое мышление и математическую речь. Это ключи к успешному изучению информатики.

Наверное, имеет смысл переформатировать уроки информатики, сделать их более интересными для учеников. Тогда у детей будет больше интереса к предмету и, как следствие, выше успехи в его освоении. Больше детей станут IT-специалистами.