Я думаю, это важно — выстраивать диалог с преподавателем. Да, нужна субординация, но учитель не должен быть богом и небожителем, находясь для своих учеников на недосягаемой высоте.
Я сменила пять школ. В первых двух мне с учителями русского не везло — преподаватели внушали всем ужас одним взглядом. Я зубрила правила, но их значения не понимала, зато формулировка от зубов отскакивала. И книги читала, потому что родители заставляли. В моем детском сознании неприязнь и страх к учителям русского и литературы установили четкую ассоциацию с предметами.
А вот дальше мне начало везти — учителя добивались дисциплины не запугиванием, а любовью. Когда никто не кричал, правила русского языка были понятнее, а литература становилась интереснее. Возможность обсудить книгу с преподавателем и высказать собственное мнение еще больше подстегивала желание учиться.
Свою самую любимую учительницу я встретила в последней школе. Старшие классы, на носу экзамены, и мы с одноклассниками готовилась под ее присмотром. В перерывах мы часто пили чай, обсуждали новости и делились с ней личными проблемами.
Как-то она дала нам сочинение на свободную тему. А я накануне сильно повздорила с друзьями, о чем эмоционально рассказала на пяти тетрадных листках. После того как сдала работу, я задумалась, нужно ли было выкладывать все проблемы. Переживала зря — в тетради, рядом с оценкой, были слова поддержки.
Я благодарна ей за то, что она не осталась равнодушной. Многие учителя стараются дать знания, но не сблизиться с учениками. Я не думаю, что это правильно. Малыши — первоклассники или бунтующие подростки — принципиальной разницы нет, ведь в школе мы ищем наставников и, даже не замечая, во многом копируем учителей. Будьте открыты к нам — и получите приятную отдачу: дисциплину на уроках, доверие учеников и благодарных выпускников. Даже такая мелочь — пара ободряющих предложений — может приятно сменить отношение ребенка и к предмету, и к преподавателю.
Я думаю, что стену между учителем и ребенком давно пора разрушить. Не до конца — оставить, скажем, перегородку, которая поможет сохранить субординацию. Когда преподаватель открыт и горит своим предметом, это вдохновляет дополнительно заниматься, углубляться, о чем-то спорить и дискутировать. Система устрашения и уничижения давно устарела — современные ученики воспринимают не монолог, а диалог. Им нужно не только слушать — им нужно рассуждать. А как это сделать, если страшно сказать лишнее слово учителю?