По данным ведомства, до 82–85 процентов дневного времени большинство детей и подростков школьного возраста проводят без движения, Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Стоит ли интегрировать лекции по физиологии в уроки по физкультуре

  • 14.12.2018

Заместитель председателя комиссии Московской городской думы по образованию Ольга Ярославская предложила интегрировать лекции по физиологии в уроки по физкультуре. По ее мнению, такие занятия должны быть комплексными и полезными для ребят и помогут удержать детей от желания «посидеть» на диетах. Ребята начнут понимать, почему они набирают или теряют вес, и научатся самостоятельно держать баланс, не истязая организм ограничениями и голодовками.


ЗА

Марина Валиулина, диетолог

Диетология может быть полезной и веселой
Занятия по физиологии можно ввести. Но только нужно очень хорошо подумать над форматом таких уроков. Если информация будет подаваться просто в форме лекций, то, скорее всего, школьникам будет скучно. Они подойдут к вопросу очень формально, может быть, даже сдадут итоговые тесты по физиологии, но в голове ничего не отложится. Такие занятия точно не будут полезными. Страшилки про то, что одна девочка сидела на диете и сильно заболела из-за этого, на большинство ребят тоже не подействуют. Каждый подумает: со мной такого не случится.

Если же сделать уроки в игровом формате, то детей это увлечет. Причем нужно действовать комплексно: интегрировать информацию по диетологии в самые разные уроки и даже активности на перемене. Если выдавать информацию дозированно, увлекательно и в соответствии с возрастом — такой подход приведет к успеху.

Например, можно научить детей составлять правильное меню, рассказать, как выстраивать баланс белков, жиров и углеводов при планировании питания. Объяснить, что такое правильный перекус, и выработать привычку заботиться о нем каждый день — это задача не только учителей, но и родителей. Рассказы о физиологии должны сопровождаться наглядными экспериментами. Дети ведь воспринимают информацию в таком формате гораздо лучше. Можно устраивать конкурсы.

Ну и конечно же, для общей цели нужно обязательно подключать занятия физкультурой. Устраивать, например, веселые старты. Их, кстати, можно объединить по тематике с информацией из курса по физиологии. Обязательно приучить всех детей сдавать нормы ГТО.

Тренировки тоже можно подавать в игровой форме, чтобы дети почаще отвлекались от гаджетов и сами с удовольствием выполняли упражнения. Если такой комплекс мер будет существовать в учебной программе каждой школы, то дети и сами перестанут задумываться о том, что нужно сидеть на диете.

ПРОТИВ

Урок физкультуры на лекции тратить жалко

Ритта Тамбовцева, завкафедрой Университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Не согласна с такой инициативой и считаю ее ненужной. Для лекций по физиологии есть такие предметы, как биология и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Всетаки физиология ближе по сути к этим предметам, и логично рассказывать о вреде диет именно на них.

В кабинетах биологии можно даже найти все необходимые наглядные пособия, которых нет у преподавателей физкультуры. Там есть парты, за которыми удобно записывать полезные советы. Не нужно отнимать время, выделенное на занятие спортом. Наши дети и так слишком много сидят на других уроках и дома. Из-за всеобщего пристрастия к компьютерам и гаджетам современные школьники стали малоподвижными. Это приводит к тому, что их организмы неправильно развиваются.

Прежде всего, как показывают медицинские осмотры, страдают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Современные дети не могут сдать нормы ГТО в том объеме, который был у их родителей. Большинство не выдерживают такой экзамен. Это нонсенс.

На мой взгляд, уроков физкультуры как раз нужно сделать больше в школьной программе и не занимать время лекциями. Единственное, что можно на этих занятиях ввести, борясь с пропагандой диет, — рассказывать девочкам и мальчикам о пользе аэробных упражнений — это кардионагрузки, такие как бег, велосипедные прогулки и другие. Конечно же, педагог должен регулировать интенсивность и длительность нагрузки каждого школьника.

Что касается того, что программа уроков по физкультуре не менялась уже более 60 лет, могу сказать только одно — а для чего ее менять? Зачем изобретать велосипед? В советские времена разработали золотой стандарт физической нагрузки для школьников, который отвечает всем потребностям молодого организма. Все занятия грамотно выстроены и проверены на нескольких поколениях. Ничего нового мы тут уже не прибавим.

*Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации