Упрощение до добра не доведет

  • Алина Солдатенкова, психолог
  • 27.11.2023

В 2024 году школьникам, сдающим Основной государственный экзамен по математике, разрешат использовать непрограммируемые калькуляторы. Мы попросили экспертов оценить плюсы и минусы такого решения и высказать свое мнение относительно того, насколько вообще полезны подобные послабления. И каковы могут быть последствия.

Да, возможно, наличие калькулятора на экзамене может быть психологической поддержкой для ребенка. Но, конечно, ему важно знать и методы решения, и все формулы. Все сходится на том, какими качествами обладает ребенок, ответственный ли он, может ли он учить что-то, запоминать информацию и впоследствии применять ее на практике.

Для одного ребенка калькулятор может быть поддержкой, а для кого-то — способом упростить себе задачу и, образно, «расслабиться». Это может вылиться в ошибки и в конечном итоге — плохой результат. Безусловно, на 100 процентов нельзя предугадать, как какой ребенок себя поведет в такой ситуации. Тенденция в современном мире идет на упрощение. Упрощение нашей жизни, упрощение экзаменов и так далее. Есть риск, что этот путь может повлиять на эффективность решения того или иного задания. Может быть так, что в стрессовой ситуации мозговая функция ухудшается, ребенок впадает в состояние, когда он не может сообразить, как решить элементарную задачу.

Тогда какие-либо вычисления на бумаге и в уме смогут помочь ему преодолеть этот барьер. К тому же на экзамен отводится достаточно времени, чтобы ребенок мог выйти, выпить воды и собраться с мыслями. Это как раз и поможет ему настроиться на дальнейшие действия.

 

Рекомендации