Физру школьники считают уроком необязательным. Экзамены по ней сдают только те, кто собирается в военные или спортивные вузы. Но эксперты уверены, что физкультура — главный предмет.
Сегодня уроки физкультуры — время для физической активности, считает кандидат педагогических наук и профессор кафедры атлетизма академии им. Лесгафта Виктор Зверев.
— Школьники с помощью спортивных игр или физических упражнений снимают стресс от уроков, но навыков физической активности, как правило, не получают, — пояснил эксперт.
Член Международной ассоциации спортивных наук, персональный фитнес-тренер Руслан Халилов согласен.
— Дети играют в футбол, бегают, прыгают через козла, но практически ничему не учатся, — считает тренер. — Чтобы вывести уроки физкультуры на новый уровень, необходимо начать детей учить. Ну, например, бегать. Немногие знают, что правильный бег — это постоянное падение вперед. Нужно наклонить корпус, начать падать и подставить ногу точно под центр тяжести тела. Так экономятся силы.
Эксперт считает, что на уроках важно научить детей делать утреннюю гимнастику.
— Все знают, что она полезна, но мало кто делает. И дело не только в лени, но и в отсутствии навыков выполнения упражнений. Во время утренней гимнастики не все физические упражнения выполнять можно и нужно. Их комплекс дети должны выучить и твердо запомнить, — говорит Халилов.
А еще детей важно научить кататься на коньках и лыжах. Во взрослой жизни пригодится!
— Сегодня свыше 70 процентов взрослых людей испытывают проблемы с позвоночником, — рассказывает невролог, врач высшей категории Сергей Ермилов. — Главная причина — в сидячем образе жизни и ослаблении мышечного корсета, который держит позвоночник. Я уверен, что всех современных детей на уроках физкультуры нужно учить правильной осанке, а также комплексу упражнений, позволяющих мышечный корсет поддерживать.
Ведь доходит до того, что я взрослых, сорокалетних мужчин учу подтягиваться на турнике, чтобы укрепить мышцы. Между тем подтягивания — один из лучших способов профилактики остеохондроза — настоящего бича сегодняшних мужчин и женщин. Кстати, женщинам для укрепления мышц спины я бы советовал делать упражнение «Лодочка». Оно элементарное, но и ему почему-то в школе не учат.
Руслан Халилов, в свою очередь, добавляет:
— Желательно, чтобы уроки физкультуры проходили, по возможности, на улице. Сейчас возле каждой московской школы есть приличный стадион — с беговыми дорожками из резиновой крошки, игровыми площадками и площадками для воркаута. Можно задействовать сразу несколько видов физической активности. К тому же физкультура на свежем воздухе по определению полезнее, чем в душном спортзале. Но, что еще важнее, у детей появляется навык физической активности на свежем воздухе.
Как пояснил эксперт, жизнь в Москве так устроена, что посещать фитнес-центр для поддержания физической формы многие просто не успевают.
— Добраться до спортплощадки и получить физическую нагрузку без лишних перемещений по городу — значительно проще. Уроки физкультуры, я считаю, должны детей к этой простой мысли подвести, — пояснил Халилов.
По словам тренера, многие стесняются заниматься спортом в общественных местах.
— Кто-то считает себя толстым или, наоборот, слишком худым. Кто-то думает, что над ним будут смеяться, потому что он «ничего не умеет», — рассказывает Халилов. — Поэтому я, например, когда сам работал в школе физруком, выводил детей бегать в ближайший парк, то есть в общественное место. Навык занятий физкультурой там, где много людей, очень важен. Дети не должны стесняться.
Эксперт считает, что лучший урок физкультуры — со спортивными играми. Они максимально разгружают ребят в эмоциональном плане.
— Футбол, волейбол, баскетбол, лапта — годится все. Но тут крайне важно не повторить распространенную ошибку: физрук дает мяч и уходит, — рассказывает Руслан Халилов. — Все контактные виды спорта травмоопасны, поэтому за детьми нужно постоянно следить.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Юрий Шендановин, учитель физкультуры школы № 1409:
— Детям важно объяснить, что может дать урок физической культуры. Показать, что это интересный урок, не однообразный, не скучный, что каждое занятие — неповторимо. Упражнения под счет — не мой метод. Только личный пример, и так на каждом уроке. Элементы легкой атлетики, упражнения на выносливость, эстафетный бег…
После каждого вида нагрузок — обязательный контроль пульса. Это нужно, чтобы понять, кому пора отдохнуть, а кому — увеличить интенсивность занятия. Во всем, я считаю, нужен индивидуальный подход. Ведь дети приходят на урок после других предметов — что-то не получилось, не сложилось, я это чувствую, замечаю. Главное, чтобы они хотели работать.