Сейчас ведется очень много рассуждений на тему того, что начало учебного года — стрессовая ситуация и для детей, и для их родителей. Причем неважно, идет ли отпрыск в первый класс, десятый или институт. В любом случае начало учебного процесса так или иначе связано с изменением ритма жизни, графика, правил распорядка дня. А такие моменты принципиально важны для учащихся. Все приходится делать быстрее, уметь группироваться, понимать, успевать. В жизни человека появляется многозадачность. Возрастает уровень новизны, появляются новые предметы, преподаватели, аудитории.
А добавить сюда новые учебники, подходы к ЕГЭ, условия поступления, которые были изменены. Плюс к этому, появились дети, которые занимались спортом, а теперь были вынуждены оставить это занятие из-за отсутствия соревнований на профессиональном международном уровне. В результате всего этого и появляется много внешних, не зависящих от семьи изменений. Другой вопрос, как к таким изменениям относиться.
Например, это можно сравнить с путешествием на другой конец света, когда есть много стыковочных рейсов, долгое ожидание. Кто-то будет терпеть и ждать того, что все кончится, а другой — получать удовольствие от необычности происходящего. С учебой все то же самое. Надо начать кайфовать от этого как от нового приключения. А вот родителям не надо сразу же относиться и к ситуации, и к ребенку с завышенными ожиданиями. Не стоит упрекать его в том, что он сначала не может быстро собраться, опоздал, не услышал. Это — нормально. К этому надо относиться с оглядкой на вхождение в учебный ритм. Более того, адекватные педагоги относятся к таким вещам тоже нормально.
Я считаю, что процесс надо построить так, чтобы, условно, кислый лимон превратился в сладкий лимонад. И при этом все надо делать маленькими шажочками. А для родителей чрезвычайно важно понять, где у ребенка наступает напряжение. Например, он не может встать утром или не понимает нового предмета. Необходимо определить проблемные зоны, при этом конкретизируя их. Но не хвататься за все сразу.
Есть замечательный принцип: записанная проблема — наполовину решенная. Поэтому, опять же возвращаясь к примеру с путешествиями, — надо искать во всем какие-то яркие, ключевые моменты. Например, ребенок начал учить французский и не может услышать ни одной буквы в слове. Тогда родителю нужно сделать себе пометку, что, возможно, надо нанять репетитора с самого начала. Чтобы к концу года не выяснилось, что ребенок вообще ничему не научился. Или ребенок не может раньше лечь и раньше встать. Помогите ему несколько раз.
Так же как и в случае, если чаду не нравится столовая. Надо все эти проблемные точки взять на карандаш и понять, как их решать. Еще взрослым, особенно мамам, надо понять, что они не должны сильно напрягаться сами. Злая мама — катастрофа в семье. Ко всему надо относиться поспокойнее. Не надо нагнетать ситуацию, чтобы проблема не стала доминирующей. Зачастую и сами мамы в рамках этой включенности очень сильно устают. Поэтому и взрослым, и детям обязательно надо отдыхать.
Но главное, с раннего детства ребят надо приучать к распорядку, труду, учебе. Мой сын, например, даже в отпуске встает в 7:30 и ложится в 10 вечера. Так что проблем с ним нет. И он ест кашу! Есть такое выражение: «образование длиною в жизнь». И чтобы это получилось, ребенок должен любить учиться. Поэтому задача и учебного заведения, и семьи в рамках партнерства делать так, чтобы ребенку было интересно.