Фото: Митя Алешковский / TACC

Донецкие артисты оживили цирковые полотна Марка Шагала

  • Мария Ныркова
  • 2.10.2023

С 21 по 28 сентября в Москве проходил XII Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова под названием «Технологии чудесного». Коллектив из ДНР в рамках фестиваля показал столичным школьникам спектакль «Странный цирк Марка Шагала». Посмотрела его и корреспондент «Прессы в образовании».

На белом полотне, как на чистом холсте, возникают облики и черты картин Марка Шагала, одного из лидеров русского авангарда XX века.

Спектакль создан по мотивам серии картин «Цирк», которые художник нарисовал в 1927 году. Клоун с седыми волосами в вытертом колпаке зовет всех зрителей погрузиться в красочный и воздушный цирковой мир художника.

— Марк Шагал мой любимый художник, — делится автор идеи, режиссер спектакля Борис Чернышов. — Я хотел передать свои ощущения по его картинам, придумав вокруг них свои истории. Шагал дал мечту о полете, а мы своим спектаклем хотим научить людей фантазировать и идти к мечте. Хочется полететь — взял, расправил крылья и полетел.

Артисты-кукольники оживляют его персонажей, домысливают продолжение сюжетов картин художника. Шагал писал полотна, на которых яркие герои парят под цирковым шапито и создают веселые образы.

— Здесь чудесен даже взятый материал, потому что Марк Шагал и его картины сами по себе достаточно необычные.

Этот постоянный полет, нереальные образы. Это и есть самые настоящие чудеса. В живописи все чудесно, — делится актер Константин Гамянин.

С невероятной легкостью акробаты выполняют свои номера, одни на колесах, другие на спине скачущего коня. Худенькая балерина кружится на хоботе слона, балансирующего на шаре…

Музыка, то живая, то драматическая, подчеркивает каждое движение маленького «артиста».

— Куклы сами по себе немного фантастические. Они не играют какую-то роль, как актеры, а просто существуют.

Кукле не нужно ничего изображать, она в этом отношении абсолютно чиста, правдоподобна. И не может фальшивить в отличие от людей, — говорит режиссер спектакля.

На час зрители немного отрываются от реальности и проживают вместе с артистамикукольниками цирковое шоу, грустя и радуясь.

Зритель, наблюдая за легкостью теневого представления, не подозревает о сложности технологии, скрывающейся за ним. Тени, на первый взгляд простые, на самом деле бывают очень разные, с использованием различных технологий. Бывают и цветные, и черно-белые. Могут отражаться и от специальных кукол, и от рук, и от самого человека.

— В спектакле задействовано 120 кукол, созданных специально для спектакля. Иногда на экране всего одна кукла, а ведут ее три человека, — подчеркивает Борис Чернышов. — Это очень высокотехнологичная вещь, где двигаются суставы, работают руки и ноги.

По итогу получается, что каждый спектакль — это уникальное художественное произведение. Сочетания комбинации сложности театра теней с красотой искусства вписываются в «технологии чудесного» — тему фестиваля этого года. Его посвятили Десятилетию науки и технологий, объявленному в России указом президента с 2022 по 2031 год.

В пятый раз за свою историю Донецкий республиканский академический театр кукол боролся за премию Сергея Образцова с коллегами из одиннадцати учреждений из трех стран. В финале спектакля коллегам из нового региона вручил памятный диплом заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Воеводин.

Всего же программу фестиваля составляли две части: основная, с показом спектаклей, и профессиональная, во время которой проходили лекции и мастер-классы.

ИСТОРИЯ

Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (ГАЦТК) — крупнейший в мире театр кукол. Был открыт 16 сентября 1931 года. С дня создания его возглавлял Образцов, чье имя и носит театр.14 сентября 1981 года театру было присвоено звание академического.

Рекомендации