Писатель Эдуард Успенский со своим героем Чебурашкой у себя дома / Фото: РHOTOXPRESS.RU

Эдуард Успенский. Фантазер из деревни Простоквашино

  • Юрий Козлов
  • 18.12.2023

Эдуард Успенский — детский писатель, драматург, сценарист, телеведущий — создал целую галерею образов, вошедших в новейший российский фольклор: Чебурашку, крокодила Гену, дядю Федора, кота Матроскина, почтальона Печкина.

Нет в стране человека, который бы не смотрел мультфильмы «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино». Олег Табаков был любим народом не только за прекрасные роли в кино и театре, но еще и за голос кота Матроскина.

Эдуард Успенский — «технарь» по образованию, в юные годы много сотрудничал с эстрадой, сочинял интермедии, юморески для популярного в 1960-х годах дуэта комиков Александра Лившица и Александра Левенбука. Эстрада во все времена проверяла любые тексты на «народность»: откликнется публика на ту или иную шутку или нет? Это была суровая школа для авторов. Она помогла и Эдуарду Успенскому нащупать способ воздействия на юного и взрослого читателя: образы героев должны быть из жизни; каждый должен узнавать в них себя или близких людей; образы должны быть одновременно типичны и (в не обидном смысле) карикатурны. Да, старуха Шапокляк вредная, но ее можно пожалеть. Дядя Федор наивен, но добр. Кот Матроскин хитроват, но верен дружбе. Почтальон Печкин — упрям и бюрократичен, как само государство, но есть и в нем что-то человеческое.

Первая книга Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» вышла в 1974 году и сразу сделала автора знаменитым. Все последующие его книги тоже уходили «влет». Успенский стал одним из лидеров по изданиям и тиражам в советской детской литературе.

Некоторые критики, правда, считали, что истории Успенского — это не вполне русская литературная традиция, видели в них творческое освоение скандинавской детской классики (Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Свен Нурдквист). Но его герои идеально приживались на советской «почве». Высшей степенью народного признания Гены и Чебурашки стали озорные, не вполне приличные куплеты и анекдоты. В этом смысле Успенский был счастливым автором: он нашел свою «золотую жилу» и успешно разрабатывал ее до самой смерти.

В жизни Эдуард Успенский не был бесконфликтным и легким человеком. Советское литературное начальство хоть и считалось с его популярностью, сомневалось в его идейности и «моральном облике». Премиальный и орденоносный дождь обрушился на писателя в 90-е и нулевые годы. В это время Успенский стал постоянным героем светской хроники как борец за авторские права на созданные в своих произведениях образы. Стали достоянием общественности и его конфликты с близкими родственниками, слухи о психологическом воздействии на него неких сомнительных людей, занимающихся нетрадиционными методами (Успенский тяжело болел) лечения.

Уже после смерти писателя Чебурашка пережил очередной ренессанс, превратившись после триумфально прошедшего недавно по кинотеатрам фильма едва ли не в символ новой самостоятельной России. Крокодил Гена, дядя Федор, говорящий голосом Табакова кот Матроскин попрежнему любимы народом.

ЦИТАТА

Георгий Гладков, композитор:

— Эдуард Николаевич не переносил несправедливость ни в какой форме, не любил, когда людей обижают. Поэтому готов был ввязаться в любую борьбу. Его можно сравнить с Дон Кихотом, но герой Сервантеса бился напрасно, с ветряными мельницами, а Успенский из каждой схватки выходил победителем.

А еще он всегда был бодр, подтянут, занимался спортом, любил бывать на море, короче — прекрасно выглядел. Ему никогда не хватало времени. Он вечно куда-то мчался, бежал. И даже, когда на него свалилась эта болезнь, он не подавал виду.

Рекомендации