В феврале исполняется 295 лет со дня рождения Федора Волкова. Его имя носит старейший драматический театр в Ярославле, который создал артист — его часто называют «основателем русской профессиональной сцены».
Федор Волков вырос в Ярославле. В XVIII веке город был центром международной торговли. Англичане привозили сюда сукно, немцы — тафту…
Будущий артист, драматург и режиссер переехал туда после смерти отца, костромского купца. Его отчим, тоже торговый человек, Федор Полушкин воспитывал детей супруги как своих. Молодому человеку было доступно хорошее образование, и, конечно, он должен был продолжить семейное дело. Однако сложилось все иначе.
Юноша отправился в Москву — учиться математике и языкам у немецких мастеров. Там увлекся представлениями, которые давали студенты Славяно-греко-латинской академии. Справедливости ради стоит заметить, что зрелищными искусствами юноша был заинтересован с детства — уличные гулянья, балаганы, бродячие артисты… Но главным впечатлением стало посещение придворных театров в Петербурге. Волков на два года остается в столице и постигает все профессии, связанные со сценой.
Получив свою долю в предприятии, Волков передает управление брату и погружается в избранное им занятие. Вернувшись в Ярославль, он собирает вокруг себя талантливую молодежь. С ними в 1750 году он ставит драму «Эсфирь», которую сам переводит. Уже через год он открывает собственный театр. Качество его постановок настолько высоко, что о них узнает императрица Елизавета Петровна, незамедлительно, специальным указом она вызывает его опять в столицу вместе с труппой и отправляет их… снова учиться! Планы государыни были ясны. После окончания обучения она назначает Волкова «первым русским актером» и дает ему и драматургу Александру Сумарокову поручение чрезвычайной важности — положить начало созданию императорских театров. При Екатерине II положение Волкова не меняется — он и его братья даже получают дворянский титул, а сам Федор получает возможность входить в кабинет к властительнице без доклада.
Боль нашего времени в том, что в суждениях о мастерстве Волкова мы можем опираться только на воспоминания современников и доверять высокой оценке царственных особ. Федор Григорьевич был невероятно работоспособен: сам играл в спектаклях и ставил их, писал музыку, разрабатывал машинерию для представлений, занимался живописью, переводил комедии и драмы, сочинил 15 пьес… Но его литературное наследие, увы, утеряно.
В 1763 году он простудился и через некоторое время умер. Федора Волкова похоронили на кладбище Златоустовского монастыря в Москве. Но долгое время считалось, что его могила находится на территории Андроникова монастыря. Русский гений, стоявший у истоков театра, пролетел как комета. За стремительную, но недолгую жизнь он сделал так много, что и по сей день его помнят как основателя сценических искусств.
ЦИТАТА
Константин Евграфов, писатель:
— Волков жил и творил в ту пору, когда вынесшая на себе всю тяжесть мрачных времен иноземного гнета русская национальная культура испытывала необычайно мощный подъем. Оттачивая и совершенствуя свою игру, как того требовала эстетика классицизма, Волков вместе с тем сумел сохранить на сцене ту естественность в слове и жесте, ту чистоту и непосредственность чувств, которые поражали современников жизненной правдой.
И русский театр в дальнейшем опирался на традиции, утвержденные на сцене его Первым актером.