Братьев Аркадия и Бориса Стругацких разделить невозможно — они создавали свои фантастические миры всегда вместе, думая в унисон. Как заявляли они сами: «Мы были чем-то вроде химического сплава». Хотя писать вместе братья начали на пари, шутливый спор — в противовес авторам, публикующим в бесчисленном множестве пустые по содержанию рассказы, сосредоточиваясь лишь на описании воображаемых картин. Борис Стругацкий был на восемь лет младше брата, родился 15 апреля 1933 года. И если Аркадий сразу определился с литературной карьерой и занялся переводами, то Борис выбрал мехмат Ленинградского государственного университета и планировал заниматься наукой, увлекался астрофизикой. С братом он переписывался, обсуждая все сложности и сомнения, надежды и ожидания от будущей профессии. Но от обсуждения проблем насущных молодые люди вскоре оторвались, начав в письмах придумывать фантастические романы — во многом с подачи Бориса, резко критиковавшего современную ему литературу о вымышленных мирах. Старший — на Камчатке, младший — в Ленинграде. Долгий путь корреспонденции из одного края страны в другой их не останавливал, и уже в конце 1950-х братья публикуют первую повесть «Страна багровых туч», которую сразу замечают в литературном сообществе.
Дальше — больше.
Сформировался их уникальный творческий почерк. Скоро они отошли от создания только занимательных историй, поражая читателей смелостью воображения. Они стали писать иначе, раскрывая в ярком антураже фантастических миров социальные проблемы, строя прогнозы и утопии. Эта философская направленность прозы вывела их книги совершенно на другой уровень, заставив читателя поверить в то, что фантастика — это намного больше, чем беллетристическая литература-развлечение.
Это совсем не понравилось власти, и потому некоторые произведения стали выходить в самиздате. Ими зачитывалась советская интеллигенция. В 1980-е годы опала прекратилась, Стругацкие стали самыми издаваемыми писателями с огромными тиражами. Обширный цикл «Мир полудня» о том, как человечество, существующее в идеальных условиях, где нет болезней и войн, ищет общий язык с внеземными цивилизациями, далеко не такими совершенными. Или же детектив «Отель «У погибшего альпиниста», где следователь ищет убийцу не только среди людей, но и среди пришельцев и роботов. Согласитесь, сейчас это кажется даже не фантастикой, а близкой реальностью. Как и повесть «Гадкие лебеди», где поднимается проблема раскола общества, где в прекрасное и безоблачное будущее могут попасть не все. Несмотря на привлекательные для кинематографистов картины утопических миров Стругацких, их произведения не так часто экранизировались, хотя суммарный тираж превышает 40 миллионов экземпляров. На экране тяжело удержать тончайший баланс, когда воображаемые технические новинки и вымышленные инопланетные пейзажи дополняют, а не затмевают сложные характеры героев, социальные столкновения и конфликты, а ведь книги братьев ценятся именно за это. Сами они, хотя и давали режиссерам одобрение на создание фильмов, довольны результатами были редко. При этом тандем создавал сценарии специально для режиссеров — пример тому культовый фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, специально для него братья переработали повесть «Пикник на обочине».
Оба брата ушли из жизни — старший в 1991 году, младший в 2012-м. По их завещанию прах Аркадия развеяли над Рязанским шоссе, а Бориса — над Пулковскими высотами.
ЦИТАТА
Федор Бондарчук, режиссер фильма «Обитаемый остров»:
— То, что сделали братья Стругацкие, объясняя историю и ситуацию в нашей стране через фантастические миры, иногда с юмором, — это, конечно, великое достижение. Это не просто писатели, это не просто удовольствие от чтения литературных текстов. Это предсказание, объяснение, предупреждение. Я не могу забыть книги Стругацких, спрятанные под учебниками. Я надеюсь, они почувствовали влияние своих произведений на формирование целых сообществ и просто на формирование огромного количества интеллигенции в нашей стране еще при их жизни. Такое признание редко бывает с художниками.