Артист Всеволод Санаев был из того поколения, когда известность и узнаваемость воспринимались не как привилегия, а как дополнительная ответственность. Воплощая на экране образы офицеров и милиционеров, невозможно было им не соответствовать. Еще до Великой Отечественной войны Санаев играл красноармейца в картине «Сердца четырех», потом был «повышен в звании» до генерала в фильмах «За нами Москва» и «Украденный поезд» и полковника МВД в детективной трилогии о полковнике Зорине. Роли бескомпромиссных благородных защитников Родины и служителей закона отвечали его личным принципам, и потому образы своей убедительностью покоряли сердца зрителей.
Будущий артист родился 25 февраля 1912 года в рабочей семье и всю жизнь гордился своим происхождением. Учился он так себе, блестящей дисциплиной не отличался, и отец отправил его перевоспитываться на городской завод сборщиком гармоней. Однако переломным моментом, как ни удивительно, стали гастроли Московского Художественного театра. Увидев спектакль «Дядя Ваня» по Чехову, парень отправился прямо к директору завода «Серп и Молот» проситься в драматическую студию при предприятии. Родители стремлений сына поступать в театральный не оценили, но молодой человек твердо решил, что станет артистом. Два года проучившись на рабфаке и в техникуме, он поступил в ГИТИС — постигал профессию днем, а по ночам разгружал вагоны, чтобы заработать. Он попал в МХТ, потом перешел в Театр Моссовета, но снова вернулся. Казалось бы — мечта сбылась! Но не все так радужно: тогда живы были корифеи театра, относившиеся к молодым артистам свысока, и желанием делить с ними сцену не пылали.
Однако Всеволоду Санаеву удалось реализовать свой талант в кино — еще в 1930-е годы он снялся в культовой комедии Григория Александрова «Волга-Волга», а уже в 1940 году в картине «Любимая девушка» сыграл главную роль.
В его фильмографии более 80 работ. Но совершенно особенное значение для него имело совместное творчество с писателем и режиссером Василием Шукшиным.
Изначально он пригласил Санаева в свой первый полнометражный фильм «Живет такой парень». Артист, узнав, что тот будет и сценаристом, и режиссером, и актером, резко отказал, решив, что молодой талант уж слишком много на себя берет. Всеволод Санаев не терпел дилетантства и оценивал строго. Но, увидев получившееся кино, признал свою ошибку и восстановил отношения, признав, что Шукшин — «его человек». Артиста привлекли его простота и мудрость. Он сыграл в уже ставших классикой картинах «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат» и «Странные люди».
Одним из важных фильмов стали «Белые росы», где Санаев предстал в роли ветерана Федоса — деревенского жителя, вынужденного переехать в город из-за уничтожения родного села. Тогда, в 80-е, эта тема была животрепещущей и острой. Фильм посмотрели в прокате 36 миллионов зрителей, а журнал «Советский экран» назвал его лучшей комедией года. По словам дочери, актрисы Елены Санаевой, именно эта роль полностью передает натуру и характер ее отца.
При интенсивном графике съемок Всеволод Васильевич был еще и превосходным администратором — 15 лет он занимал должность секретаря Союза кинематографистов СССР и руководил Бытовой комиссией, помогая коллегам по творческому цеху.
Всеволод Санаев на всю жизнь стал верным супругом, опорой и поддержкой своей жене Лидии, которая тяжело болела. Санаев пережил ее всего на 10 месяцев, сказав, что без супруги уже нет смысла сражаться с онкологией.
ЦИТАТА
Михаил Захарчук, журналист:
— Мы были знакомы с Всеволодом Санаевым, я приглашал его выступать перед военными и убедился в том, что он был очень мудрым, честным, самокритичным и в высшей степени порядочным человеком. Благодаря этим качествам и врожденному упорству, трудолюбию и добился таких высот в отечественном киноискусстве. Он стал для зрителей воплощением на экране нового советского человека — сильного, мужественного, бескомпромиссного. Санаев был крепким мастером-лицедеем и столь же авторитетным руководителем, ни разу ничем себя не скомпрометировавшим, служившим народу с глубинным патриотизмом.