Меланхоличный поэт, блестящий знаток литературы, пишущий не от сердца, а от разума, несколько лет назад стал бешено популярен среди подростков. Сыграли свою роль соцсети, где разошлись цитаты из его стихотворений, чарующие сложными образами, которые невозможно разгадать юным умам, а оттого они так волнуют воображение. Но Иосиф Александрович не остается в прошлом — его творчество проявляется, осознается много позже, и знакомые с юности строки открываются новым смыслом по мере того, как сам читатель взрослеет, обрастая новыми знаниями, пониманием контекста культуры и, прозаичнее, жизненным опытом. Поэзия его сравнима с медитацией, как и манера читать рифмованные строки от страненно-монотонно, завораживая, околдовывая магическим звучанием искусно сплетенных слов, как факир зачаровывает кобру, заставляя двигаться в заданном ритме.
Поэт родился 24 мая 1940 года. Послевоенный Ленинград со следами беспощадных бомбардировок сформировал его. Как и красавица Нева, закованная в строгие тиски гранитных набережных — потом его неудержимо влекло в города, где особенно чувствуется сила воды, как Венеция, которой он посвятил эссе «Набережная неисцелимых». В советскую действительность Бродскому встроиться было сложно — он бросил школу, просто встав посереди урока из-за парты и никогда больше туда не возвращаясь. Работал истопником, фрезеровщиком, матросом на маяке, участвовал в геологических экспедициях — все это его «университеты», так как никакого учебного заведения он так и не окончил, а образование ему обеспечили книги. Парень много и жадно читал, учил по переводам английский и польский языки. Постепенно свои стихи он начинает читать публично. Его произведения расходятся в самиздате, он близок к диссидентам, и в 1964 году его обвиняют в антисоветской пропаганде и тунеядстве. Анна Ахматова, высоко ценившая молодого поэта, на суде горестно обронила: «Какую биографию делают нашему рыжему!..» Ее слова оказались пророческими. За юношу, отправленного в ссылку в Архангельскую область, вступились первые лица советской литературы. Среди защитников были Константин Паустовский, Самуил Маршак, Лидия Чуковская, Александр Твардовский… По возвращении молодого поэта устроили в «профессиональную группу» при Союзе писателей, оградив от обвинений в тунеядстве. Бродский публиковал детские стихотворения, переводы, готовил литературные обработки текстов дубляжа к зарубежным фильмам. Без его ведома стихи, ходящие по-прежнему в самиздате, публикуют в США. В 1972 году ему предлагают добровольно покинуть СССР, и Бродский соглашается. Но несмотря на эмиграцию и успех, которые пришли не на родине, а на Западе, он всегда подчеркивает, что остается русским поэтом, пусть порой и пишет стихи и эссе на английском. Он преподавал в ведущих университетах историю русской литературы, будучи освобожденным от всех номенклатурных требований как приглашенный профессор. Книги и литература играли для него очень большую роль, и сейчас легко найти составленный Бродским список произведений, обязательных к прочтению. В 1987 году он стал лауреатом Нобелевской премии «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». В своей речи Иосиф Бродский тогда сформулировал, что всегда предпочитал частное общественному и что искусство, по его мнению, всегда поощряет в человеке индивидуальность.
Поэт похоронен в Венеции — втором любимом своем городе после Петербурга, а на его мемориальном памятнике выбита строка из элегии Проперция «Не все кончается смертью».
ЦИТАТА
Елена Якович, автор цикла фильмов «Прогулки с Бродским»:
— На самом деле Иосиф Бродский сразу и безоговорочно производил впечатление гения. В его случае это звучит почти банально, но это в нем существовало даже вне объема его творчества и авторитета, каждый его жест, каждое слово, как током, било гениальностью. Работая в «Литературной газете», я встречала выдающихся людей, которые при личной встрече разочаровывали. А тут с самой первой секунды и до самого конца было очевидное и внятное ощущение, что ты общаешься с гением. Другое дело, что я не могу с уверенностью сказать, исходило ли это от него с юности, мы-то видели его в зрелом возрасте.