Программист Владимир Чернов после ИТ-класса столичного образовательного центра «Протон» поступил в Российский технологический университет МИРЭА / Фото: Наталья Шатохина / Вечерняя Москва

Хороших айтишников готовят со школьной скамьи

  • Марьяна Шевцова
  • 4.12.2023

Российская информатика отмечает свой день рождения. Как в Москве готовят будущих программистов и инженеров, какие возможности по профориентации есть у школ, выяснила газета.

Cегодня специалисты в сфере современных технологий — одни из самых востребованных на рынке труда. Поэтому их подготовка в Москве начинается еще со школьной скамьи.

Сегодня, по данным Департамента образования и науки города, инженерные и ИТ-классы есть в каждой второй школе столицы. В них устроены лаборатории с новейшим оборудованием, в том числе 3D-сканерами и принтерами, системами сбора и анализа данных, а также фрезерными, токарными, шлифовальными станками и многим другим.

Благодаря такой серьезной подготовке тысячи выпускников инженерных и ИТ-классов ежегодно поступают в технические вузы. Ребята уже понимают специфику обучения и будущих профессий, имеют глубокие знания и опыт разработки собственных проектов.

Выпускник ИТ-класса столичного образовательного центра «Протон» Владимир Чернов в этом году поступил в Российский технологический университета МИРЭА на факультет информатики и вычислительной техники. Но первые успехи в программировании он сделал еще в школьные годы.

Обучаясь в 11-м классе, Владимир готовил свой проект для научной конференции.

— Я разработал каталог курсов дополнительного образования для своего образовательного центра «Протон». Дело в том, что запись в кружки раньше в моей школе была организована не очень удобно. Вся информация размещалась разрозненно на сайте, и искать нужное было сложно. Поэтому я решил все это систематизировать, — рассказал он.

Серверную часть программы Владимир сделал на языке программирования Python — этому его обучили на уроках школьной информатики, которую в ИТ-классе изучают на углубленном уровне. Ту часть, что видит пользователь, он сделал с помощью Java Script, HTML, CSS.

— Весь процесс разработки занял у меня несколько месяцев усердной работы, — отметил Владимир Чернов. — В итоге я сделал каталог с фильтрами по различным параметрам. Можно выбрать кружок по времени, месту проведения, преподавателю, содержанию, возрастной категории и другим критериям, — поделился он.

Проект Владимира занял призовое место на конференции «Инженеры будущего». Но самая главная награда — то, что сервис внедрен в работу и активно используется в школе, которую он окончил.

— То, что мой проект продолжает жить и работать, очень сильно меня вдохновляет. Я рад, что смог сделать такой полезный подарок своей школе. Во многом благодаря ей и моим педагогам я теперь учусь в одном из лучших вузов страны, — подчеркнул Владимир Чернов.

Примечательно, что с этого учебного года в московских школах внедрен новый стандарт обучения. Он сделал процесс предпрофессиональной подготовки еще более глубоким и системным. В частности, будущие инженеры и айтишники углубленно изучают математику, информатику и физику. И на остальных предметах так же всесторонне исследуют выбранные сферы специализации. Кроме того, введены обязательные предпрофессиональные экскурсии на высокотехнологичные производства. В течение года под руководством опытных наставников из вузов учащиеся разрабатывают проекты по выбранному профилю, погружаясь в научную среду.

А еще ученики инженерных классов осваивают профессию «чертежник-конструктор» — изучают методы и средства выполнения чертежных работ, виды рабочих чертежей, стандарты оформления конструкторской документации и другие аспекты профессии.

Будущие айтишники проходят подготовку по профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» — знакомятся с основами системного и сетевого администрирования: учатся работать в Linux, настраивать локальные сети, обеспечивать безопасную работу в интернете.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

4 декабря 1948 года считается днем рождения российской информатики. Дата выбрана не случайно. В конце 40-х годов XX века, заинтересовавшись появившимися публикациями о цифровых вычислительных машинах, членкорреспондент АН СССР по отделению технических наук И. С. Брук принимает участие в научном семинаре по вопросам автоматизации вычислительной техники. А 4 декабря 1948 года Госкомитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И. С. Брука и его коллеги Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олеся Лукашук, первый заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы:

— Москва — стремительно развивающийся мегаполис, и ему на каждом шагу нужны профессионалы в области технологий: инженеры, ИТспециалисты. В столице готовить их начинают со школьной скамьи. Главные задачи любой профориентации — заинтересовать школьника профессией, доказать ему, что его знания и навыки обязательно будут востребованы в будущем, показать пути развития и дать возможность получить первые практические навыки. Предпрофессиональные классы уже который год успешно решают эти задачи.

Рекомендации