По словам кандидата исторических наук, ведущего сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России Николая Силаева, этот термин означает судебное обвинение должностного лица, в результате которого может быть вынесено решение о его отстранении от занимаемой должности.
— В случае подтверждения этого решения работает конституционный порядок, который предусматривает, кто замещает должностное лицо в случае импичмента, — говорит Николай Силаев. — Это может быть вице-президент, премьер-министр. Все зависит от Конституции страны.
В некоторых парламентских республиках существуют различные порядки привлечения депутатов парламента к уголовной ответственности, продолжает эксперт.
— Эту процедуру можно сравнить с импичментом, когда парламент собирается и заявляет, что больше не будет поддерживать исполнительные органы власти или даже главу государства, — рассказывает Николай Силаев.
Если же говорить про государства с монархической формой правления, то объявить импичмент монарху невозможно и никому не нужно. По словам Николая Силаева, кроме этого, в некоторых странах, например в Таиланде, существует закон о клевете правителя. Но тут все зависит от вида монархии — конституционной (ограниченной) или абсолютной.
— В абсолютной монархии никаким правовым механизмом никуда монарха деть просто невозможно и у него в свою очередь, есть полное право уволить кого и откуда угодно, чего в конституционной монархии быть просто не может, — уточняет эксперт. — При этом в государстве с конституционной монархией органы власти могут провести процедуру изменения Конституции и сказать, что монарх больше им не нужен.
Кандидат исторических наук особо подчеркивает, что импичмент никому не приносит радости, кроме, конечно, противников должностного лица.
— Особенно если речь тут идет о всенародно выбранном президенте. Это дело непростое и несет в себе крупный внутриполитический конфликт в стране, поскольку граждане поддерживают правителя, за которого голосовали, — считает он. — Тому президенту, которому хотят объявить импичмент, нужно добиться, чтобы парламент проголосовал против. Это дело нехитрое, так как для подтверждения процедуры необходимо набрать внушительное большинство, что бывает очень сложно. После всех этапов голосования дело передают в один из высших судов, где президенту придется защищаться. Далее уже нужно будет смотреть само законодательство и действовать, опираясь исключительно на Конституцию страны.