Камера. Мотор. Начали! Главная киноплощадка страны находится в центре столицы

  • Армен Мурадян
  • 1.02.2021

На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил Министерству просвещения и Министерству культуры РФ в срок до 1 июня этого года рассмотреть вопрос об изучении наследия отечественного кинематографа в школах. Любопытно, что это распоряжение глава государства дал накануне знаменательной даты — 30 января одна из крупнейших киностудий нашей страны и Европы — «Мосфильм» — отмечает свой 97-й день рождения.

Все началось с фильма о летчиках, который назывался «На крыльях ввысь». Картина была без звука, черно-белая, зато длилась 1 час 20 минут, что для того времени было рекордно много. То есть в историю отечественного кинематографа эта лента режиссера Бориса Михина вошла как первый полнометражный художественный фильм советского кино и первый советский детектив. А еще этот фильм прославился тем, что день его премьеры — 30 января 1924 года — считается днем рождения «Мосфильма», на котором он и был снят.

А вот тому, что эта студия стала самой большой кинофабрикой страны, мы обязаны трем очень талантливым молодым людям — режиссерам Сергею Эйзенштейну, Григорию Александрову и оператору Эдуарду Тиссэ. Побывав в начале 20-х годов прошлого века в США, впечатленные американской киноиндустрией, они предложили сделать то же са мое в Москве, собрав воедино на одной большой площадке все разбросанные по городу кинопроизводства. Их идею поддержали, и в 1927 году на Воробьевых горах появился киногородок, который год от года только разрастался — по мере того как росла популярность кинематографа, а киноиндустрия делалась технически более совершенной — в 1931 году наступила эпоха звукового кино. Первой картиной со звуком в отечественном кино стала «Путевка в жизнь» Николая Экка.

Правда, с появлением звукового кино встал вопрос о том, что надо переоснастить кинотеатры и сделать их более приспособленными под этот киноформат, но планам кинематографистов не суждено было сбыться еще очень долго — их перечеркнула война.

В 1941 году, когда войска фашистской Германии стали подступать к столице, «Мосфильм» был эвакуирован в Алма-Ату, но уже через два года киногород на Воробьевых горах стал оживать, возобновились съемки фильмов, и тогда же был снят на «Мосфильме» первый в отечественной истории кино цветной фильм «Иван Никулин — русский матрос». Всего же за годы Великой Отечественной войны на киностудии было снято 30 художественных фильмов — в основном патриотических или исторических.

Первая половина 50-х годов прошлого века стала самым трудным временем для советского кино: фильмов выпускалось немного, и они проходили жесткую цензуру. Только после смерти Сталина в 1953-м в кинематографе наметилось оживление. К 1960-м годам на «Мосфильме» снималось уже до 30 кинокартин в год, некоторые из них были признаны шедеврами и получили признание на международном уровне.

В целом же это время стало переломным для всего советского кино — появились новые режиссерские имена, на актерском горизонте засверкали новые звезды, которые превратились для миллионов жителей СССР в кумиров. Картины, снятые Георгием Данелией, Леонидом Гайдаем, Эльдаром Рязановым, Андреем Тарковским, Сергеем Бондарчуком и другими мэтрами отечественного кино, до сих пор смотрят и пересматривают миллионы людей и по ним учатся снимать молодые кинематографисты.

Что касается кинофабрики, то к 50-летию «Мосфильма» эта территория уже превратилась в крупнейший в Европе киногород с десятками павильонов, в которых трудились более пяти тысяч человек.

Самое непростое время для отечественного кино наступило в последнее десятилетие века. С трудом переживший лихие 90-е «Мосфильм» все же удалось сохранить, хотя и шли разговоры о закрытии этой киностудии.

В новом веке киноконцерн переживает свое второе рождение — здесь строятся новые помещения для съемок, обновляется кинотехника.

Сегодня «Мосфильм» — это не просто огромные павильоны для съемок художественных фильмов, сериалов и телепрограмм. Это крупнейшая студия Европы, которая занимает площадь в 30 гектаров. Кроме того, здесь хранится уникальная коллекция костюмов, мебели и реквизита, который можно использовать на съемках, в том числе 70 ретроавтомобилей и 100 гужевых повозок. Помимо собственного производства «Мосфильм» занимается дублированием зарубежного кино, реставрацией старых фильмов. А еще у киностудии есть собственный музей и разработана своя экскурсионная программа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Карен Шахназаров, гендиректор киноконцерна «Мосфильм», режиссер, кинопродюсер:

—История «Мосфильма» достойна отдельного изучения.За свое почти вековое существование студия стала символом отечественного кино, его главным брендом. Наши фильмы входят в золотую коллекцию, в том числе и мирового кинематографа. Что и говорить, если у истоков создания «Мосфильма» стояли такие титаны, как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Александр Довженко, Иван Пырьев.Камера. Мотор. Начали! Главная киноплощадка страны находится в центре столицы

ФАКТ

Самая крупная киностудия страны «Мосфильм» появилась на базе двух национализированных кинофабрик — Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева. Предприятие «А. Ханжонков и К°» работало с 1906 года и было одной из самых мощных московских киностудий, где за 13 лет сняли более 400 разных фильмов. А киноателье «И. Ермольев» работало с 1915 года и до начала национализации кинопромышленности успело выпустить 120 картин.

КСТАТИ

На территории «Мосфильма» расположено немало знаковых объектов. Это памятники известным режиссерам Сергею Бондарчуку и Василию Шукшину. Здесь есть площадь Леонида Гайдая, памятник работникам киностудии, погибшим в Великую Отечественную войну, скульптуры «Девушка с хлопушкой» и «Неизвестный оператор». На различных корпусах киностудии есть памятные доски, посвященные известным кинематографистам.

РЕЙТИНГ

Киноленты «Мосфильма», которые стали лидерами проката:

Москва слезам не верит (1980 г., реж. В. Меньшов)

Бриллиантовая рука (1969 г., реж. Л. Гайдай)

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967 г., реж. Л. Гайдай)

Экипаж (1980 г., реж. А. Митта)

Операция Ы и другие приключения Шурика (1965 г., реж. Л. Гайдай)

Щит и меч (1968 г., реж. В. Басов)

Новые приключения неуловимых (1969 г., реж. Э. Кеосаян)

Джентльмены удачи (1972 г., реж. А. Серый)

Табор уходит в небо (1976 г., реж. Э. Лотяну)

Калина красная (1974 г., реж. В. Шукшин)

Афоня (1975 г., реж. Г. Данелия)

Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973 г., реж. Э. Кеосаян)

Иван Васильевич меняет профессию (1973 г., реж. Л. Гайдай)

Мачеха (1974 г., реж. О. Бондарева)

Служебный роман (1978 г., реж. Э. Рязанов)

Рекомендации