Фото: официальный сайт мэра Москвы

«Каравелла» поднимает паруса. Идеалы Владислава Крапивина

  • Юрий Козлов
  • 16.10.2023

В СССР работали прекрасные детские писатели, умевшие развлекать, воспитывать и увлекать юных читателей: Владислав Крапивин, Анатолий Алексин, Радий Погодин, Денис Драгунский, Юрий Томин, Анатолий Рыбаков, Эдуард Успенский…

Сегодня их произведения, как и старая русская классика, издаются и переиздаются в серии «Школьная библиотека» издательства «Детская литература», в детских литературных журналах.

Владислав Крапивин — автор популярных книг «Мальчик со шпагой», «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад», «Та сторона, где ветер» — был детским писателем не только по литературному призванию, но и по духу.

Романтический пафос, энергия детства жили в нем до самой смерти. Расцвет его творчества пришелся на годы застоя. Читатели в то время уже не так верили в идеалы социализма, как во времена Аркадия Гайдара («Тимур и его команда») и Валентина Катаева («Белеет парус одинокий»).

Поэтому Крапивину приходилось акцентировать в своих произведениях внутренний пафос борьбы героев со злом, которое (в силу того, что СССР считался самым справедливым и передовым государством в мире) носило несколько абстрактный характер. Некоторые критики называли его автором «готических пионерских романов».

Писателю было тесно в литературе, он рвался к живому общению с детьми, стремился увлечь их высокими идеалами. Крапивин считал романтику, мечту, творчество важными составляющими воспитания подрастающего поколения.

В преемственности лучших советских традиций, честном, духовно содержательном сотрудничестве взрослых и детей он видел основу развития личности подростка.

Девиз организованного им юношеского движения «Каравелла» звучал отважно и бескомпромиссно: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Осторожные, особенно на местах, чиновники пытались «заякорить» «Каравеллу», утопить ее во всевозможных регламентах и согласованиях. Наиболее ретивые даже предлагали исключить Крапивина из Союза писателей. «Меня невозможно было выгнать с работы, —вспоминал позже писатель, —вот ведь с чем сталкивались тогдашние чиновники. Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или в крайнем случае на пленуме. А за что? Слава богу, там люди же были не все дураки.

За то, что он работает с детьми и поссорился с местным домоуправлением? За это пленум писательский не выгонит из писателей. Лишить меня зарплаты было нельзя, так как я зарабатывал только книгами».

На помощь Крапивину пришел журнал «Пионер». Главный редактор Станислав Фурин обеспечил движению официальный статус, объявив его отдельной пионерской дружиной и пресс-центром журнала.

В книгах Крапивина добро побеждало зло, смелость и отвага были нормой жизни, конечному торжеству справедливости не могли помешать временные трудности. Образы его героев входили в сознание читателей, побуждая их к подвигам, созиданию, полезным делам. Не всем авторам удается найти живую точку соприкосновения между воспитанием, развлечением и просвещением юного читателя.

Перекос в любую сторону оборачивается фальшью. Поэтому самое время сегодня вспомнить и перечитать произведения Владислава Крапивина, имя которого в 2016 году было присвоено Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи.

ЦИТАТА

Ваграм Кеворков, режиссер телеспектакля «Мальчик со шпагой» (1975):

Я увидел, какую радость он (Крапивин. — «Вечерняя Москва») получает от общения с ребятами, понял, что он просто не может без этих мальчишек, жить не может без них, узнал, что он приходит в «Каравеллу» в 10 утра и уходит в 10 вечера, порой он как заботливая нежная нянька, но при этом бесспорный уважаемый лидер, и счастлив этим! Он хочет, чтоб ребята росли добрыми, честными, смелыми. Без честности нет искренности, без искренности — доверия, а без доверия не может быть воспитания.

Рекомендации