Педагог школы № 2120 Мария Попова вместе с учениками воплощает разные проекты: от обычных украшений для дома из глины до мезенской росписи, выполненной на керамике / Владимир Смоляков / Вечерняя Москва

Керамика, которая помогает найти увлечение по душе

  • Алина Зинина
  • 10.04.2023

Как роспись по дереву адаптировать для керамики, знает педагог школы № 2120 Мария Попова. Ее уроки — не просто про искусство, а про творчество и изучение истории своей страны.

Казалось бы, что такого в этой глине… Лепи из нее и лепи. Чего тут еще интересного узнаешь. А вот как бы не так! Педагог Мария Попова сделала из своих уроков настоящий исследовательский проект.

На этот раз решила добавить элементы мезенской росписи по дереву (ее родиной считается Русский Север) в керамику. Секреты этого ремесла в старину передавались по мужской линии — от отца к сыну. А теперь, к счастью, узнаются школьниками на дополнительных уроках.

— Прежде чем приступить к творческой части и сделать что-то из глины, я стараюсь заинтересовать ребят историей народного промысла. Это намного лучше, чем просто читать какой-то материал и пытаться его запомнить, так вся информация быстрее и легче усваивается, — считает Мария. — Так наши занятия становятся не только творческими, но еще и познавательными. Мария рассказывает ученикам «теорию», стараясь делать это увлекательно, просто и понятно. А ребята уже сами стараются узнать что-то больше. И затем «закрепляют» в керамике.

Какие-то материалы для уроков ученики ищут самостоятельно. Участники исследовательского проекта «Элементы мезенской росписи в керамике» проштудировали специальную литературу, выяснили подробности о материалах, которые использовались в мезенской росписи, узор наносился двумя цветами — черным (сажей) и красным (охрой), о символическом значении рисунков (основа дробного узора — звезды, крестики и черточки, напоминающие элементы резьбы по дереву). Узнали, с помощью каких художественных средств создавалось ощущение динамики рисунка (характерные для мезенской росписи фигурки коней и оленей словно возникают из геометрии орнамента и многократно повторяются).

— И на этом мы тоже не останавливаемся, — рассказывает Мария. — Со своими проектами участвуем в различных конкурсах. И детям это нравится.

Педагог говорит, что фантазия ребят на занятиях не знает предела. Они сделали не только предметы кухонной утвари, но и раму для зеркала, и часы. Оказалось, что мезенская роспись прекрасно подходит для керамики.

Сама Мария не понаслышке знает, как увлечение керамикой может изменить жизнь раз и навсегда.

— Честно вам скажу, у меня нет какого-то однозначного ответа, почему я стала этим заниматься. Но мне кажется, что все идет из детства. Я родилась в Кирове, а это — родина дымковской игрушки. И когда она у тебя постоянно перед глазами, наверное, ничего другого и не остается, как самой начать заниматься творчеством, — считает педагог. — Наверное, отсюда и возникло увлечение народными традициями разных частей нашей страны. Это так увлекательно! В Москве же, наоборот, такое разнообразие различных занятий и промыслов, что некоторые могут в них затеряться и, вполне возможно, упустить то, что могло бы стать делом их жизни.

— На постоянной основе у меня занимаются дети, которые увлечены керамикой. Те, кто приходит на занятия только по настоянию родителей, как правило, долго не задерживаются, — отмечает Мария Попова. — Но, например, у меня есть ученица, которая пошла в медицинский класс, думала, что станет врачом. Но, позанимавшись у нас в группе, поняла: хочет связать свою жизнь с дизайном, ей очень понравилось делать что-то красивое собственными руками. Какое именно направление она выберет, наша будущая выпускница пока еще не решила. Главное, что она хотя бы стала понимать, в каком направлении ей надо двигаться. Мне кажется, это очень важно.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Мезенская роспись возникла в деревне на берегу реки Мезени, которая считалась центром росписи по дереву. В узоры старинных изделий мастера вкладывали целый рассказ, а для родных оставляли послание или пожелание. Каждый элемент рисунка имел свое значение. Красные кони символизировали солнце. Гуси, лебеди и утки олицетворяли души ушедших родственников. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — родами предков. Завитые корни древа обозначали подземный мир.

Рекомендации