Алексей Толстой, который родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года), был удивительно талантливым писателем, яркой личностью, свидетелем драматичных исторических событий в жизни России. Гражданские добродетели и политические идеалы не имели для него определяющего значения. Он любил красиво жить, вкусно есть и пить. Когда заходит речь об образе жизни «красного графа» в СССР, обычно вспоминают, что он жил на огромной даче под Москвой, держал автомобиль с личным водителем, активно поддерживал политику партии и правительства, путешествовал в группе советских писателей по Беломорканалу, где погибали от непосильного труда заключенные. А еще — портрет художника Петра Кончаловского, изобразившего классика отечественной литературы за изысканно накрытым обеденным столом. Все так, но аристократ (недоброжелатели, впрочем, сомневались в его принадлежности к этому дворянскому роду) Алексей Толстой сумел стать поистине народным писателем, легко и естественно сопровождающим читателя на протяжении всей его жизни. Он превратил деревянного итальянского Пиноккио в живого, понятного и близкого русским детям Буратино, практически заново переписав известную сказку. Отразил метания и страдания образованного сословия в годы революций и Гражданской войны в трилогии «Хождение по мукам».
Алексей Толстой был гением слова. Он мял язык, как глину, вылепливая характеры и образы, которые позже отливались в монументальную словесную бронзу. Чего стоит один его небольшой рассказ «Гадюка», точно и убедительно показавший социальную изнанку НЭПа и предстоящую трагедию несгибаемых борцов за народное счастье.
Толстой, наряду с Горьким, внес большой вклад в систематизацию литературной жизни страны, выступил в 1934 году на Первом Всесоюзном съезде писателей с докладом о драматургии. Идеологически правильные пьесы Толстого шли в сотнях театров по всему СССР. Он одинаково свободно чувствовал себя и в исторической прозе, и в фантастике. Роман «Петр Первый» и по сию пору остается шедевром этого литературного направления. Пожалуй, и высокий уровень советской фантастики объясняется тем, что в «фундамент» жанра легли две «глыбы» Алексея Толстого — «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина».
Как всякий гений, он совместил и осмыслил в своем творчестве прошлое, настоящее и будущее родной страны: «Хождение по мукам» должно завершиться неот вратимым компромиссом с реальностью; «Гиперболоид инженера Гарина» —не способ решения возникающих проблем.