Старшеклассники школы № 1164 побывали на «Ямале». В прямом эфире перед ребятами выступила первая в истории женщина — капитан атомного ледокола Марина Старовойтова.
В рамках проекта «Разговоры о важном» наши ребята побывали на атомном ледоколе. Как это возможно? Все благодаря техническому прогрессу и телемосту, который для старшеклассников столичной школы № 1164 стал порталом на суровый Русский Север с его вечными льдами. В прямом эфире перед школьниками выступила Марина Старовойтова — первая в истории женщина-капитан атомного ледокола в России. Она поделилась опытом своей уникальной профессии, рассказала о работе экипажа, судьбоносной роли Северного морского пути и легендарном атомном ледоколе «Ямал» ФГУП «Атомфлот» (госкорпорация «Росатом»).
— Северный морской путь для мира — величайшая морская трасса между Европой и Азией. Именно здесь соединяются прошлое, настоящее и будущее. А для нас, моряков, и для нашей страны это нечто большее, это дорога длиной 500 лет, — подчеркнула Марина Старовойтова.
Важен сам факт, что государство не просто поверило в теорию, но и выделило ресурсы. Хотя экспедиция не достигла Китая, но она заложила государственный подход к освоению Севера.
Открытий за прошедшие столетия было много. Марина Старовойтова подробно рассказала ребятам о покорении северных льдов, о введении в эксплуатацию 3 декабря 1959 года первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Старшеклассники узнали, как устроена жизнь в арктических условиях, какие качества нужны, чтобы вести судно через льды. Несмотря на то что на современном корабле созданы комфортные условия, есть каюты, кухня и сбалансированное меню, внешние условия остаются одними из самых суровых в мире. И путь к тому, чтобы достичь этой вершины — как карьерной, морской, так и ледовой, у Марины Старовойтовой был нелегким. До своего звездного назначения отважная женщина несколько лет занимала должность старшего помощника капитана на атомном ледоколе «Ямал». Прежде ходила вторым и первым помощником капитана на сухогрузах. Примечательно, что сама Марина Старовойтова — бывшая учительница из райцентра Унеча в Брянской области. Но своим упорством она попала на флот и добилась признания в традиционно мужской профессии, став первой в истории планеты женщиной — капитаном атомного ледокола.
— Я хотела после школы поступить в военный вуз, но в те годы девушек туда не брали, поэтому пошла на филфак. Мне и с детьми нравилось работать, но взыграл дух авантюризма и романтики, — призналась она.
За плечами — годы тяжелого труда, целеустремленность в каждом проведенном в Арктике и на судах месяце.
— В здоровом теле — здоровый дух, — уверена Марина Старовойтова. — Своим трудом ты зарабатываешь авторитет. И здесь все зависит от характера. Ледокол стал для меня новой школой и новым домом, родным и любимым. У меня были хорошие наставники, которые направляли и подсказывали.
Также Марина Старовойтова рассказала, как устроен быт на судне. «Ямал» — огромный ледокол. В свободное от вахты время можно заняться спортом, поиграть в командные игры. В спортзале на судне есть свое расписание по дням: от волейбола до футбола и даже плавания в бассейне.
— Каждый сам решает, как разнообразить свою жизнь, — отметила капитан. — Некоторые могут просто дышать свежим воздухом.
К телемосту также подключились школьники из Бангладеш. Один из ребят спросил, что Марину Старовойтову вдохновило стать капитаном. Ответ был прост и честен: любовь к Арктике и морю.
— Лед, шторма и разлука с домом не спрашивают, какое у тебя звание. Они проверяют на прочность всех одинаково, — резюмирует капитан.
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ
В 1525 году посланник князя Василия III Дмитрий Герасимов представил первую карту берегов Северного Ледовитого океана. Он только что вернулся из дипломатического путешествия и привез не только отчеты о переговорах, но и самое ценное — это проект Северного морского пути. Это событие стало ключевым моментом в освоении Арктики. Главным источником его проекта были знания и опыт русских мореходов.