Site icon Пресса в образовании

Легендарный Юрий Саульский. Тот, кто влюбил страну в джаз

Легендарный Юрий Саульский. Тот, кто влюбил страну в джаз

1994 год. Композиторы Олег Лундстрем (слева) и Юрий Саульский на открытии Международного джаз-фестиваля в столичном концертном зале «Россия». Фото: Валерий Зуфаров / ТАСС

Юрий Саульский родился в Москве 23 октября 1928 года. Благодаря ему в нашей стране зазвучала совсем другая музыка.

…Первым быть всегда трудно. Но история Саульского — это история особого «первого», поскольку Юрий Сергеевич сочетал в себе совершенно уникальные данные, сделавшие его незаменимым.

Он совершал невозможное с легкой улыбкой, в дело своей жизни — служение музыке — верил свято и в итоге стал защитником интересов джазового искусства на государственном уровне! «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Сейчас это выглядит нелепой шуткой, но в пору гонений на джаз музыкантам было не до смеха. То время совсем не фигурально именовали «эпохой разгибания саксофонов».

У Юры с детства был прекрасный музыкальный вкус. В училище Юра играл на валторне, в консерватории учился на теоретико-композиторском факультете, но потом его судьба пошла по особому сценарию. После первой же встречи с джазом Саульский влюбился в него раз и навсегда. В середине 1950-х в воздухе запахло оттепелью. Теперь джаз не был так категорично осуждаем, как прежде. Вчерашний студент Юрий Саульский мечтал познакомить с ним большее число людей и привить к нему любовь — такую, какую испытывал сам. После окончания учебы он быстро стал музыкальным руководителем эстрадного оркестра Дмитрия Покрасса, который работал при Центральном дворце культуры железнодорожников. А буквально год спустя при Мосэстраде был создан эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера.

Этот знаменитый музыкант бежал в СССР в начале Второй мировой войны и только-только вернулся в столицу с Колымы… Саульскому было 27 лет. Став в оркестре музыкальным руководителем, он просто растворился в джазе, а в 1957 году возглавил оркестр Центрального дома работников искусств, собрав уникальную команду из лучших джазменов того времени.

Их игрой заслушивались, но пресса ополчилась на «стиляг», и оркестр расформировали. Но Саульский не унывал. Это он написал знаменитый твист «Черный кот» и море песен для эстрады, в 1960-х возглавил оркестр Московского мюзик-холла, а затем биг-бенд «ВИО-66», где в разные годы работали саксофонист Алексей Козлов, пианист Игорь Бриль, пели Вадим Мулерман и Валентина Толкунова. Саульский писал современную музыку, но на иной, особый, продвинутый лад, она звучит в 20 с лишним спектаклях и 50 фильмах. Его не стало 20 лет назад. Музыкальный мир вспоминает его с благодарностью и теплом.

ЦИТАТА

Алексей Козлов, саксофонист, джазмен: 

— Огромная заслуга Юрия Саульского в том, что ему удалось принять в Союз композиторов целый ряд джазменов, преодолевая колоссальное сопротивление со стороны как консервативно мыслящих «академистов», так и со стороны партийных чиновников, составлявших подавляющую часть аппарата этого творческого союза. Не будь Юры, никто другой даже и подумал бы о судьбе таких талантливых композиторов, как Георгий Гаранян, Юрий Чугунов, Игорь Бриль. А для меня он был настоящим ангелом-хранителем…