Судьба Леонида Броневого — пример, как жизнь меняется в одночасье. Артист сыграл свою главную роль в 45 лет — в культовом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Он воплотил образ начальника немецкой тайной полиции Генриха Мюллера. Нетрудно догадаться, как жива еще была в 1973 году память о Великой Отечественной войне, но тем не менее Мюллера зрители полюбили, а Броневой жалел, что у него получился «слишком обаятельный мерзавец».
Актер славы не ждал: «Не думал, что эта роль принесет мне такую известность. Второму режиссеру Зиновию Гензеру говорил: «Тут же нечего играть». А он мне ответил: «Ты даже не представляешь, что тебе принесет эта роль».
Интуиция Броневого тогда и впрямь подвела — многие реплики Мюллера мгновенно стали крылатыми. Например, знаменитое «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» мы слышим то тут, то там и сейчас.
Путь к всенародной славе был непростым. Леонид Броневой родился в 1928 году в Киеве. Мать — бухгалтер, отец — сотрудник органов государственной безопасности. Когда будущему артисту было 8 лет, его отца арестовали и отправили в лагеря на пять лет. Растить ребенка государственного преступника было опасно. Мать, Евгения Ландау, сменила сыну отчество и переехала в другой город.
В Киев они вернулись в роковом 1941-м. А дальше — эвакуация в Казахстан. Военное детство, работа в тылу — реалии, в которых вырос Леонид Броневой. Это не помешало ему сразу определиться с профессией, и в 1944-м он поступил в театральный институт. Дальше были скитания по театрам и переезды: Магнитогорск, Москва и учеба в Школе-студии МХАТ, Грозный, Иркутск, Воронеж, возвращение в столицу… Везде актера будто преследовал злой рок: больших ролей режиссеры не давали, отговариваясь пустыми обещаниями.
Талант зрелого артиста, «застоявшегося» в маленьких ролях, заметила Татьяна Лиознова. Первоначально Броневой пробовался на роль Гитлера, но с неженской твердостью режиссер настояла, что с его фактурой он будет убедительнее в роли Мюллера. Случай открыл для советского кино одного из самых ярких артистов за всю историю нашего кинематографа, и случай же помог найти точную краску для персонажа. Характерный «тик» начальника тайной полиции, запомнившийся зрителям, появился не по задумке — костюмеры сшили Броневому неудобный мундир, который жутко резал шею, и артист непроизвольно дергал головой. Лиознова оставила эти кадры. Высоко оценил такое решение Марк Захаров — больше всего ему понравилось, как Броневой «без слов передал нервное состояние человека». Счастье в профессии совпало с новым витком личной жизни — в начале съемок «Семнадцати мгновений» Броневой женился на поклоннице Виктории, с которой прожил более 40 лет. Их свадьба состоялась между делом: в загс заскочили перед рабочим днем. Артист смеялся, мол, значит, будет много актерской работы. На этот раз предчувствие не обмануло.
Марк Захаров пригласил его в фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Дальше были «Покровские ворота», «Формула любви», «Небеса обетованные» — артист успел пожать плоды неожиданно свалившейся на него славы. Он умер в 2017 году, не дожив всего неделю до 89-летия.
ЦИТАТА
Юлия Рутберг, актриса театра им. Вахтангова:
— Роли Леонида Броневого с детства были для меня особенными. Первая из них — Мюллер в картине «Семнадцать мгновений весны». Невероятная, виртуозная работа. И дело даже не в теме войны, так глубоко трогающей каждого, а в том, что делал в этом фильме Броневой. В его роли было все — вопросы философии, культуры, образования, человеческой судьбы… Проблема выбора. Удивительная судьба — на мой взгляд, не очень состоявшаяся, потому что он мог гораздо больше. Думаю, эта жизнь не была простой.